antikvaram.ru Антиквариат
Главная Подделки $40 млн за подделку под Ван Гога



$40 млн за подделку под Ван Гога

$40 млн за подделку под ван гога

Знаменитая картина Ван Гога «Подсолнухи», купленная на аукционе Christie`s за $40 млн, оказалась подделкой. Но выяснилось это только через 14 лет.

Картина знаменитого голландского художника Винсента Ван Гога (Vincent Van Gogh) из серии «Подсолнухи», проданная почти за $40 млн, оказалась подделкой. Об этом заявили итальянские искусствоведы, проводившие экспертизу. Они отрицают в данном варианте знаменитых «Подсолнухов» руку мастера и считают настоящим автором его друга Поля Гогена (Paul Gauguin).

В своих выводах итальянские эксперты опираются на переписку Ван Гога с Гогеном и другими знакомыми. Дело в том, что в период с 1888 по 1989 год Ван Гог создал несколько вариантов картины «Подсолнухи» (по последним данным, их десять). После скрупулезного изучения писем ученые пришли к заключению, что среди вангоговских полотен этого варианта «Подсолнухов» нет.

Гоген несколько раз писал Ван Гогу, что ему очень нравятся его «Подсолнухи» и что он хотел бы созерцать их у себя в мастерской. Через какое-то время он уговорил мастера дать ему на время одну из картин якобы для наслаждения цветовой гаммой произведения. Вскоре картина была возвращена автору. Через год после смерти Ван Гога «всплыла» еще одна версия его «Подсолнухов», до этого никому не известная. В тот момент картина находилась у Клода-Эмиля Шаффенекера (Claude-Emile Schuffenecker), друга Гогена. Если учесть, что Шаффенекер, как оказалось позднее, продавал подделки картин великого художника, то вырисовывается интересная ситуация. Эксперты предположили, что исследованный ими вариант «Подсолнухов» сделал с оригинала Гоген.

Владельцем спорных «Подсолнухов» в настоящее время является японская страховая компания Yasuda marine and fire inshurens. Глава компании приобрел картину за рекордно высокую цену – $39,9 млн – в 1987 году на аукционе «Кристи» (Christie`s). До этого картина сменила еще нескольких хозяев. До 1907 года она находилась в Париже: сначала у самого Эмиля Шаффенекера, потом в его галерее. В 1907 году ее купила художественная галерея E. Druet, а в 1910 году картина переехала в Берлин к Паулю фон Мендельссон-Бартольди (Paul von Mendelssohn-Bartholdy). Через некоторое время «Подсолнухи» были увезены в Лондон. Там принадлежали сначала Честеру Битти (A. Chester Beatty), потом его родственнице Эдит Битти (Edith Beatty). В 1987 году Эдит Битти через аукцион Christie`s продала его, и полотно попало в Японию.

Теперь, по всей видимости, не обойдется без судебного разбирательства. Глава компании Yasuda marine and fire inshurens, скорее всего, уже готовится подать в британский суд на аукцион, продавший ему подделку, и потребовать возмещения ущерба. Доводом истца, скорее всего, станет злонамеренность экспертов Christie`s (с каждой проданной вещи аукцион Christie`s получает до 30% от конечной цены). По мнению юриста Максима Черниговского, за комментарием к которому обратился «Рокфеллер», цена иска составит несколько сотен миллионов долларов. При рассмотрении дела суд будет учитывать упущенную выгоду – за прошедшее с момента сделки время живопись Ван Гога подорожала в несколько раз (сейчас подлинные «Подсолнухи» стоят $100-120 млн). Также, считает Черниговский, суд учтет моральный ущерб, причиненный покупателю подделки.

Впрочем, стоит отметить, что на самом деле владельцы «Подсолнухов», чьей бы кисти не принадлежала картина, практически ничего не потеряли, поскольку произведения Поля Гогена стоят не намного меньше.

Со своей стороны аукцион Christie`s может привлечь в качестве соответчика человека, продавшего картину – бывшего владельца «Подсолнухов» Эдит Битти. А Эдит Битти – своего родственника Честера Битти, если картина действительно была у него куплена и он еще жив. Таким образом цепочка соответчиков будет тянуться до тех пор, пока не дойдет до уже умершего бывшего владельца картины.

Между тем часть расходов, возможно, ляжет на компанию, страховавшую результаты экспертизы. Перед тем как выставлять картину на торги, эксперты любого аукциона обязательно проводят тщательный анализ и дают свое заключение, в котором указывается на подлинность или вторичность картины и ее начальная стоимость. С полотном «Подсолнухи» эксперты Christie`s тоже проводили подобную процедуру. Если они были твердо уверены в том, что картина является подлинником, то свое заключение они могли не застраховать. Но обычно аукцион страхует экспертные заключения, потому что риск ошибиться есть всегда. Однако, по сравнению с суммой иска, сумма страховки может быть совсем небольшой.

Подлинность «Подсолнухов» Ван Гога подвергается сомнению уже не впервые: в ноябре 1997 года этот вопрос поднимали эксперты аукциона «Сотбис» (Sotheby's). В тот раз авторство было приписано самому Эмилю Шаффенекеру, который тоже писал копии с картин Ван Гога, а не их общему с Ван Гогом другу Гогену. Так же как и сейчас, сомнения появились после внимательного прочтения переписки художника. Работая над «Подсолнухами», Ван Гог писал своему брату Тео: «С грустным чувством смотрю я на букет простых полевых цветов. Как быстро они вянут. Вот только что я принес с прогулки 44 свежих, благоухающих свежестью цветка, и вот они уже вянут. Прямо на моих глазах уходит свежесть, наливаются тяжестью лепестки, темнеют бутоны. Не так ли и наша жизнь? Сегодня мы молоды и счастливы, а что готовит нам завтрашний день?» Один из экспертов вооружился лупой и произвел подсчет цветов в изображенном на картине букете. Их было 42. Чтобы картина дотянула до подлинника, не хватало двух подсолнухов.

Своими подозрениями эксперты поделились с журналистами издания Art newspaper. Пресловутые два подсолнуха вызвали многочисленные споры среди искусствоведов. Одни говорили, что аукцион Christie`s славится квалификацией и беспристрастностью своих экспертов, поэтому подделка не прошла бы на торги, другие – что надо верить письмам художника. Представители галереи «Ясуда касай», принадлежащей компании Yasuda marine and fire inshurens, заявили, в свою очередь, что подделкой является письмо художника, который, как известно, очень слабо знал грамматику и к тому же не был силен в математике. Единого мнения по поводу личности автора известной на весь мир картины не было три года.

В тот раз для владельца «Подсолнухов» все завершилось благополучно. Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме (Van Gogh Museum) поручил исследовать картину германскому искусствоведу Роланду Дорну (Roland Dorn). Дорн сделал полный анализ полотна, исследовал все связанные с ним документы, а также прямые и косвенные свидетельства (ранее таким способом была установлена подлинность еще семи спорных полотен) и признал картину подлинной. Как теперь оказалось, он ошибался.

Впрочем, это неприятное открытие вряд ли испугает коллекционеров и почитателей великого голландского мастера. С 70-х годов Винсент Ван Гог является одним из самых дорогих в мире художников. И цены на его произведения продолжают расти. Через восемь месяцев после того как японцы купили «Подсолнухи» за $39,3 млн, на аукционе Sotheby's была продана другая картина Ван Гога – «Ирисы», уже за $53,9 млн. Еще через два года, в 1990 году, полотно «Портрет доктора Гаше» стало самой дорогой картиной Ван Гога. Его купили за $82,5 млн. Несмотря на высокие цены, владельцы его работ не спешат расставаться со своими коллекциями: за последние 15 лет на рынке появились только три картины и один рисунок голландского мастера.

Всего на сегодня сомнению подвергнуто авторство 45 произведений Ван Гога, в том числе такие знаменитые, как «Арлезианка», «Сад в Овере» и «Подсолнухи» из музея Метрополитен (Metropolitan Museum) в США.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

радиаторы отопления краснодар, радиаторы чугунные

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекционирование: антикварных статуэток много не быва

News image

Среди коллекционеров раритета большим спросом пользуются антикварные фарфоровые, бронзовые статуэтки Германии, антикварные немецкие, китайские стату...

Антиквариат: монеты (стоимость)

News image

Популярность 10-рублевых монет юбилейных, изготовленных из биметалла, сейчас упала. На первый план у коллекционеров высту...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Самые известные бриллианты. Куллинан

News image

Самый большой бриллиант был найден в 1905 году в британской колонии Трансвааль. Его вес составлял 3106 карат (621,2 г.), а стоимость равна стоимости 94 тонн зо...

Самые дорогие драгоценности мира

News image

Журнал Forbes составил список самых дорогих ювелирных украшений на сегодняшний день. Стоимость украшений составляет от 8,5 миллионов долларов до миллиона с небольшим. Первое место в списке до...