antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы искусства Инвестиции в художников «русского зарубежья».Андрей Ланской


Инвестиции в художников «русского зарубежья».Андрей Ланской

инвестиции в художников «русского зарубежья».андрей ланской

Граф Андрей Михайлович Ланской (Andre Lanskoy, 1902–1976), выпускник петербургского Пажеского корпуса, получил первые уроки живописи в 1918 году, вряд ли предполагая, что творчество вскоре станет его основным средством заработка. Недолгая служба под знаменами Белой гвардии, Константинополь, Париж (1921 год), художественная мастерская Сергея Судейкина.

Первым выставочным опытом Ланского стало участие в экспозиции русских художников «Удар» 1923 года. Уже в следующем году на Осеннем салоне его заметил и помог заключить контракт с галереей H.Bing критик, коллекционер и ценитель нового искусства Вильгельм Удэ. «Черная полоса» на творческом пути Андрея Ланского на этом закончилась. Одна за одной следовали персональные выставки, совместные экспозиции, в том числе с Пуни, Шагалом и Терешковичем. Сложился постоянный круг покупателей. Впрочем, Ланской 1920-х — начала 1930-х годов — это еще не знаменитый ныне «граф абстракционизма». К беспредметности Андрей Ланской обратился лишь после 1937 года, как считается, под влиянием идей Кандинского и Клее.

В «фирменных» композициях Ланского сегодня поражают по меньшей мере две вещи: цвет и большой размер, усиливающий «давление» на зрителя. «Жирный» антрацитовый черный, яркие синий, красный и желтый — это не фрагментарные мазки, это толстые пласты блестящей и «светящейся» краски. Это не «холст-масло» — это почти рельеф. Попытка сфотографировать живописную композицию Ланского со вспышкой заведомо приведет к плачевному результату — зеркальные пласты красочного рельефа зальются бликами, а антрацит черного придется воссоздавать по памяти, по визуальному впечатлению от работы. Такой уж стиль. Не случайно, судя по воспоминаниям о Ланском, художник не пользовался классической подставкой-палитрой. Жирные краски он замешивал прямо на столе, а их утраченный «рецепт» позволяет знатоку на взгляд распознать подделку — достоверно повторить «красочный ансамбль» художника практически невозможно.

Инвестиционная статистика для работ Андрея Ланского сегодня вполне благоприятна. Только за прошлый год ценовой индекс artprice.com вырос на 16%, а за период с 1997 по 2003 год 100 долларов, условно инвестированные в работы Ланского, превратились бы в 185 долларов. Бурный рост цен на работы художника после продолжительного «затишья» начался в 2001 году, а пик продаж по количеству работ пришелся на 2002 год. Это даже вызвало подозрения в том, что какой-то мощный ресурс брошен на дополнительную «раскрутку» художника с целью эффективной продажи большой коллекции. Но, скорее, это не так или не совсем так. Аукционные «трюки» дают краткосрочный спекулятивный рост цен с последующим спадом. А продажи 2004 года свидетельствуют о сохраняющейся тенденции к росту. Возможно, просто сработал «русский фактор» — всплеск спроса со стороны новых российских коллекционеров, открывших для себя Ланского. Не стоит также сбрасывать со счетов сохраняющуюся моду на авангард и изменение подходов к художественной оценке творчества «графа абстракционизма». Максимальная зафиксированная цена для рейтинговых аукционных продаж Ланского, по данным artprice.com за 1997–2003 годы, составила чуть менее 162 тысяч долларов. Но это «математика», статистика, не учитывающая продажи на внеаукционном рынке, да еще и без данных за 2004 год. Реалии же таковы, что за большие холсты «композиций» 1960-х годов галеристы — участники Moscow World Fine Art Fair, состоявшейся в начале июня 2004 года, просили 150 тысяч евро, то есть около 184 тысяч долларов. Правда, «просили» не значит «продали» — такой уровень специалисты по русскому искусству считают пока завышенным, причем весьма серьезно. На французских аукционах вещи классом чуть ниже можно приобрести за 60–80 тысяч долларов. В частности 30 июня 2004 года на парижском аукционе Calmels-Cohen (S.V.V.) композиция «Без названия» (1960; холст, масло; 146 х 97) была продана за 50 тысяч евро (60,4 тысячи долларов), по нижней границе эстимейта. Небольшие по меркам Ланского работы продаются значительно дешевле. Так, 27 июня 2004 года на израильском аукционе Matsa счастливому покупателю удалось купить ранний холст «Семья в комнате» (1935; холст, масло; 45 х 61) всего за 4800 долларов — но это скорее курьез, вызванный неспокойным местом проведения аукциона, чем общая тенденция по переоценке творчества. «Ранний Ланской», доабстракционистский, действительно стоит дешевле, чем «беспредметный», но не настолько. В Европе работа подобного класса, вероятно, была бы продана в 3–4 раза дороже. А уровень 8000–8500 долларов — современный ценовой ориентир для ярких и довольно больших гуашей Ланского, которые периодически встречаются на французских аукционах.

Среди рейтинговых продаж 2004 года на Sotheby’s можно отметить несколько работ Андрея Ланского, которые были приобретены по цене, в несколько раз отличающейся от эстимейтов. Естественно, в большую сторону. Так, рекордное отклонение на Sotheby’s 30 июня 2004 года показала ранняя работа «Портрет крестьянки», созданная в середине 1920-х годов. Это уже не ученическая работа, но от встречи художника с абстракцией ее отделяет еще долгих 10 лет. Тем не менее для поклонников творчества Ланского она представляла серьезный интерес, коль скоро ее продали по цене, в 6 раз превышающей верхний эстимейт — за 12 тысяч долларов. К ценному периоду творчества — периоду узнаваемого Ланского-новатора — относятся две проданные 24 июня 2004 года на Sotheby’s композиции без названия. Большая работа (128 х 87,5) 1955 года создания в итоге ушла за 52,8 тысячи фунтов при верхнем эстимейте 20 тысяч фунтов. Композиция поменьше (79,3 х 63,5) и «поспокойнее» была продана за 21,6 тысячи фунтов при верхнем эстимейте 12 тысяч фунтов.

«Ценовые игры» вокруг работ Ланского и резкий рост их стоимости — признаки сохраняющейся недооцененности работ этого русского француза. Для потенциального инвестора эта ситуация в целом благоприятна, так как открывает хорошие возможности для роста стоимости работ, по мере того как творчество художника будет «открываться» российским покупателям. А известность художника, признание на Западе и рейтинговые продажи служат определенными гарантиями инвестиций в работы Андрея Ланского. Кроме того, инвесторам стоит учитывать, что вскоре в Русском музее, а затем и в Третьяковке состоятся большие персональные выставки Андрея Ланского, после чего цены на его работы поднимутся еще выше.

Инвестиции в художников «русского зарубежья».Николай де Сталь

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования

News image

У людей бывают самые разные привычки, порой даже странные. Одна из самых распространённых привычек - соб...

Антиквариат: игрушки

News image

Сложно сказать, когда появилась данная шикарная леди на отечественных прилавках многих магазинов. Антиквариат игрушки был...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

МАСТЕРА ФАБЕРЖЕ. Краткие биографии

News image

До 1887 года фирма Фаберже выпускала исключительно ювелирные изделия. О первых годах работы мастерской Густава Фаберже известно очень мало. Первые изделия его фирмы, а также бо...

История ювелирных украшений

News image

Уже в глубокой древности появились первые ювелирные украшения. Сейчас уже даже невозможно сказать, что было для человека важнее носить одежду или украсить себя. Об этом фа...