antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы старины Серебряное изящество



Серебряное изящество

серебряное изящество

«Берите кушанья концами пальцев», — поучал Овидий. Подобный пример застольного «этикета» давно канул в лету; человечество стало использовать иные хитроумно-изящные приспособления для еды: из дерева, слоновой кости, глины, стекла, ну и, конечно, серебра.

Первым из «основного трио» — ложки, ножа и вилки – появился нож. Еще первобытные люди использовали его не только для охоты, но и для разделывания туш и отделения кусков во время еды. Конечно, немало веков прошло с того времени до момента, когда нож удостоился звания отдельного столового прибора. Лишь в XIV столетии во время трапезы стали использовать железные, оловянные и серебряные ножи с ручками из золота или дорогих пород дерева, украшенным резьбой и драгоценными камнями. Эти ножи имели остроконечную форму, поскольку правила этикета предписывали накалывать куски пищи на ножи, а после трапезы – использовать его кончик в качестве зубочистки…

«Король-солнце» Луи XVI, издав указ, повелевающий изготовлять столовые ножи закругленной формы, правил французской знати более галантные манеры. Из «страны лилий» нововведение распространилось по всей Европе, достигнув и российских берегов.

Ложка претерпела значительно больше изменений. Ее прототипом ученые считают… скорлупу грецких орехов. Первые известные нам ложки изготовлены из дерева и имеют шарообразную форму; древнеегипетские образцы – уже бронзовые, а древнегреческие – серебряные. Что же касается Руси – в «Повести временных лет» летописец рассказывает, как дружинники князя Владимира посетовали, что едят деревянными, а не серебряными ложками, и князь велел «исковать» для них серебряные ложки и сказал, что серебром и золотом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото и серебро.

В XVII столетии черенок ложки удлинился, исследователи связывают это событие с возникновением мужской моды на пышные жабо. Возможно, именно благодаря светским щеголям ложка приобрела свою форму, привычную для нас сегодняшних. Тем не менее, в Европе до сих пор существуют два стандарта ложки: французская – узкая, с заостренным концом, и английская – более широкая и округлая.

«Двузубая ложка», как в начале называли вилку, имеет самую бурную историю. На территории Европы она появилась в 1071 году, когда византийская принцесса, невеста венецианского дожа Доменико Сильвио, привезла с собой диковинку в виде серебряно-золотой вилки. Оригинальная вещица была воспринята обществом резко отрицательно. Вскоре принцесса умерла, и духовенство поспешило объявить, что ее смерть – кара Божья за пользование «дьявольским орудием». На несколько веков вилка была забыта; вновь ко столу она пришлась в конце XIII века, но пользовались ей только коронованные особы, да и то в качестве забавы. К примеру, у Жанны д'Эвре в столовых приборах числились 64 ложки и только одна вилка…

В 1570 году, вопреки «дьявольщине», увидела свет книга «Секреты кухни Папы Пия V», где впервые появилось изображение вилки; высшее духовенство отринуло суеверия, на собственном опыте испробовав удобство зубчатого столового прибора. Небольшие серебряные, часто позолоченные, богато украшенные вилки для еды, привычной для нас формы, вошли в обиход в середине XVI века, но по-прежнему оставались редким предметом роскоши. Со временем вилки появились в каждом доме, однако в большинстве монастырей этот прибор был под запретом до XVIII столетия, а среди офицеров британского флота – вплоть до XX века: вилка была символом изнеженности…

В Россию ее завез из Польши в начале XVII века Лжедмитрий в багаже Марины Мнишек, и она была использована во время пиршества по случаю бракосочетания. Факт применения «заморского прибора» был расценен как доказательство нерусского происхождения самозванца и послужил одним из поводов к подготовке заговора Шуйского. При царе Алексее Михайловиче «за обедом для каждого гостя клали на стол ложки и хлеб, а тарель, нож и вилку – только для почетных гостей». Сын Алексея Михайловича Петр Великий во многом способствовал распространению вилки, строго приказал дворянам пользоваться за столом всеми тремя приборами. Как обычно, он сам показывал пример: у прибора императора всегда лежала деревянная ложка, декорированная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками.

Между тем европейская знать «забавы ради»придумывала все новые столовые приборы: в XVII-XVIII веках, по случаю распространения обычая пить чай и кофе, появилась чайная ложечка; в эпоху Рококо возникли ложечки для сахара, сливок, десертная вилка, ножи для тортов и трезубцы для устриц и улиток. Черенки столовых приборов стали напоминать ракушку или скрипку, оформление дополнялось сложными орнаментами и эмблемами. У ложек для супа на конце появились «щитки», которыми мужчины отодвигали бороду во время трапезы…

В 1854 году в Париже в королевском дворце во время приема чуть было не разгорелся скандал – приглашенные на обед послы с удивлением заметили, что на столе среди позолоченных ложек имеются обыкновенные, похожие на оловянные. Причем подавляющему большинству гостей поданы классические – позолоченные, и только перед императором и несколькими дипломатами лежат «оловянные»… Пришлось императору Наполеону III объяснять послам, что это не обособление, а, напротив, великая честь, поскольку ложки изготовлены из самого дорогого на тот момент материала – алюминия. Спустя несколько лет серебро вернуло утраченные позиции, а в наше время – стало одним из составляющих классического столового этикета. Сейчас набор столового серебра состоит из половника для супа, ложек для бульона, чая, кофе, соли, подливок и соусов, пунша, джема, горчицы; ножей для хлеба, салата, масла, рыбы, стейка; лопатки для торта, щипчиков для спаржи, сахара и льда; вилки для устриц, солений и селедки; ножниц для винограда и вилок для овощей и холодного мяса.

Долгое время парадные столовые приборы изготовляли исключительно из серебра, однако, несмотря на очевидные преимущества – внешний вид и дезинфицирующие свойства, — серебро обладает рядом существенных недостатков. Писатель Александр Дюма в одном и своих романов характеризовал серебряные ножи так: «Они гнулись и ничего не резали». А самым главным недостатком серебра была его небольшая стоимость.

Революция в ноябре серебряных столовых приборов произошла в 1863 году, когда немецкий химик Карл Хепп изобрел способ нанесения серебряного покрытия на мельхиор. Вместе со своим братом Отто он основал фирму, и они начали производить приборы по новой технологии. В 1916 году братья продали свой бизнес Альберту Ланджу, который расширил ассортимент и начал выпускать предметы сервировки. С тех пор столовые приборы, входящие в коллекции ювелирных фирм, сохранили присущее серебру изящество, приобрели меньший вес и стали более удобными для использования.

Есть еще одна функция у столового серебра – оно обязательно входит в список предметов, переходящих наследнику. Любой предмет быта, который можно завещать, должен быть либо утонченно дорогим, либо утонченно стильным. Пожалуй, только в столовом серебре эти качества уживаются, не противореча друг другу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Шашки наголо!

News image

200 единиц холодного оружия выставит в Астане известный казахстанский частный коллекционер Азат АКИМБЕК. Вместе с са...

Легендарная коллекция вин Chateau Mouton Rothschild буд

News image

Так, 28 февраля аукционный дом Sotheby's будет распродавать коллекцию баронессы Филиппины де Ротшильд, доставленную прямо из...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Яйца Фаберже: 1894 Renaissance Egg

News image

Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1894 года. Около 1927 г. продано (за 1500 руб.) Всесоюзным объединением «Антиквариат» Арманду Хаммеру, Га...

РЕЙТИНГ: Наибольшая цена драгоценностей

News image

Бриллиант «Ди» Весом в 100,10 карата, он был продан в 1995 г. за 16,55 млн. долл. шейху Ахмеду Фи...