Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень (Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и др.) славился своими гончарными изделиями еще с XVI века.
Название Гжель, видимо, произошло от слова жечь, обжигать глину, а глины в этом районе замечательные. Примечательно, что первый русский фарфор Д.И.Виноградова был выполнен из гжельских глин. Высокого художественного уровня Гжельская керамика достигла во второй половине XVIII века, когда черные (простые) и муравленые (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой. Это квасники, кумганы, кувшины, рукомои, кружки, блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой краской по белому фону.
В конце XVIII века в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика была заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, синей подглазурной росписью. Сначала полуфаянсовая посуда по форме была близка майоликовой. Это крупные кумганы, квасники со скульптурой, затем формы стали проще — кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. В искусстве русской народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века, наряду с появившимися вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. На мелких гжельских фарфоровых заводах родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов. С появлением во второй половине XIX века крупных фабрик, гжельский район утратил свое значение, а бывшие владельцы мелких предприятий и члены их семей пополнили ряды наемных рабочих, они способствовали сохранению народной традиции в росписи фарфора и сыграли большую роль в дальнейшем формировании советского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX — начале XX века получила название агашка . Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок. Со второй четверти XX века началось возрождение промысла, а в 50-е годы Гжель приобретает свое удивительное и неповторимое лицо, в большой степени благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н.И.Бессарабовой. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII века и полуфаянса XIX века. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Большую роль в развитии гжельского фарфора сыграла художница Л.П.Азарова, которая с 1954г. более 20 лет была главным художником Гжели. С юности связала свою деятельность с гжельским промыслом потомственная керамистка Т.С.Дунашова. В 1972 году на базе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях, создано объединение Гжель . Основной способ изготовления изделий — литье в гипсовых формах. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную, роспись производится кобальтом. Художники — Е.И.Сапронова, В.А.Петров, Н.Б.Туркин и др. У Гжели собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.
Настоящих Гжельских наперстков мне видеть не довелось, возможно, они и есть. У меня на сайте представлен наперсток в стиле Гжели , выполненный на предприятии Петербурга.