Холуйская миниатюра — один из видов народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше, художественный промысел. Возник в 1932 году в поселке Холуй Ивановской области на базе местного иконописного промысла, который известен с XVI века. Сначала он был филиалом мстерской артели Пролетарское искусство .
В 1934 году была образована самостоятельная Холуйская художественная артель, с 1960 года Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Технология изготовления изделий из папье-маше была заимствована у мастеров лакового промысла федоскинской миниатюры. В селе Холуй издавна жили богомазы — мастера самых дешевых икон, постоянно нарушавшие официально установленные церковью каноны. За это их наказывали, отбирали товар, но промысел был неистребим.
После революции зачинателями миниатюрной живописи Холуя стали три мастера: С.А.Мокин, К.В.Костерин, В.Д.Пузанов-Молев. Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем во Мстёре приближенный к зрителю пейзаж, более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев фигуры. Пропорции их удлиненные, и в этом они ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объемнее. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на черном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных, темно-красных, темно-зеленых, темно-коричневых, темно-синих цветов и характерны неожиданные контрастные сочетания теплых и холодных тонов. Сюжеты миниатюр главным образом исторические, фольклорные, литературные, а также современные. Искусство Холуя достигло большого подъема в 60-80-ых годах. Там выросли прекрасные художники: Н.И.Бабурин, В.А.Белов, Б.В.Тихонравов, Б.И.Киселев, Н.Н.Денисов, В.А.Кротов, А.Н.Сотсков, В.Е.Елкин, П.А.Митяшин, В.Н.Седов и др.