antikvaram.ru Антиквариат
Главная Промыслы Лаковая миниатюрная живопись. Палехская миниатюра



Лаковая миниатюрная живопись. Палехская миниатюра

лаковая миниатюрная живопись. палехская миниатюра

Палех — это село в Ивановской области, в котором с XVI века мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и реставрацией фресок в церквях русских городов. После революции промысел оказался ненужным, и палешане стали искать применение своему искусству.

Случилось так, что художник Иван Голиков поехал в Москву и увидел там в Кустарном музее (сейчас Музей народного искусства) работы старых лукутинских мастеров: шкатулки из папье-маше расписанные по черному фону масляными красками. Свою первую работу Голиков сделал на донышке фотографической ванночки из папье-маше.

Вернее это были две работы Охота на медведя и Адам в раю , выполненные золотом. После этого родственник Голикова А.А.Глазунов организовал мастерскую, в которой работали кроме Голикова палехские мастера И.П.Вакуров, А.В.Котухин, И.В.Маркичев. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. 5 декабря 1924 года в Палехе семь мастеров: И.И.Голиков, А.В.Котухин, И.М.Баканов, И.В.Маркичев, И.И.Зубков, А.И.Зубков, В.В.Котухин организовали Артель древней живописи . Через три месяца к ним присоединились Д.Н.Буторин, Г.М.Баканов, А.И.Ватагин, И.П.Вакуров. Известность к палешанам пришла сразу же: в 1925 году на Всемирной выставке в Париже артель получила золотую медаль. Большую помощь им оказывал искусствовед А.В.Бакушинский, написавший в 1934 году первое исследование о Палехе. В 1929 году была открыта художественная профтехшкола (с 1934г. — среднее училище) и в 1935г. организован музей. У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой — характерные черты миниатюры Палеха. Главное отличие Палехской, Мстёрской и Холуйской миниатюр от Федоскинской — это применение желтковой темперы. Яичную эмульсию применяли как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели и пастозными мазками, как в масляной живописи. Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскине. Обратную сторону рисунка протирают порошком краски и, положив рисунок на поверхность, обводят тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок. Краски растворяют в желтковой эмульсии (желтке, разведенном водой с добавлением нескольких капель уксуса). Первой стадией письма является роскрышь: намечаются основные формы изображения. Затем следует прописка, т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм. Следующий этап — плави: сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое. Завершают живопись бликовкой (или насечкой), в Палехе ее выполняют твореным золотом. Миниатюрную роспись обрамляют золотым орнаментом. Золотая краска (твореное золото) приготовляется из листиков сусального золота, растертом на гуммиарабике пальцем. Орнамент потом полируется косточкой. По окончании работы живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие шлифуют и полируют.

Гармоническое единство художественной формы и глубокого национального содержания, традиционность и народность отличают произведения художников Палеха. Традиции, заложенные основателями, продолжают их дети и ученики: Т.Зубкова, Н.Голиков, А.Котухина, П. Чалунин, Г.Мельников, Б.Ермолаев и многие другие. О Палехе можно слагать поэмы, но вам придется поверить мне на слово, т.к. палехского наперстка у меня пока нет. Хотя они существуют, как мне известно.
И вот тому подтверждение: палехский наперсток из частной коллекции.

Лаковая миниатюрная живопись. Федоскинская миниатюра

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекционер антиквариата

News image

Обычно под антиквариатом понимают различные направления и категории старинных вещей, обладающих значительной художественной ценностью. Кол...

Филипп Феррари

News image

Филипп Феррари (1848-1917 гг.) – итальянец по происхождению. Он создал коллекцию, о которой и сейчас хо...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Исторические алмазы.«Орлов».

News image

Знаменитый камень «Орлов» («Амстердам», или «Лазарев»), вероятно, является самым замечательным из всех алмазов, когда-либо найденных в Индии. Он был обнаружен в Коллурских копях Голконды в на...

Исторические алмазы. «Питт», или «Регент».

News image

Великолепный камень, одинаково хорошо известный под названием «Питт», и под названием «Регент», был найден в 1701 году в знаменитых алмазных копях Партпаля, на Кистине, примерно в ...