antikvaram.ru Антиквариат
Главная Промыслы Лаковая миниатюрная живопись. Федоскинская миниатюра



Лаковая миниатюрная живопись. Федоскинская миниатюра

лаковая миниатюрная живопись. федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины.

Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты.

Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И.Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком, позднее их стали раскрашивать, а затем вместо гравюр появились живописные миниатюры. Начинал Коробов с лакированных козырьков, а свой способ производства шкатулок позаимствовал у И.Г.Штобвассера из города Брауншвейга (Германия). С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В.Лукутин. Вместе со своим сыном А.П.Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. К 1830 году на фабрике работало 100 мастеров, в риcовальной школе учились 20 человек. Изделия были очень различны и по цене (от 2 рублей 80 копеек до 300 рублей за дюжину), и по видам: кроме табакерок изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Они находили применение не только в помещичьем быту, но и в мещанской среде в России, а также вывозились за границу. Лукутиных неоднократно награждали медалями на промышленных выставках. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Мастера или сами придумывали сюжеты, или копировали их у известных художников. Так прототипом для лукутинских троек послужил рисунок художника А.О.Орловского.
Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: письмо по-плотному и письмо по-сквозному. Письмо по-плотному: поверхность зачищают пемзовым порошком, выдавливают из тюбика свинцовые белила, разравнивают, просушивают и переводят с кальки контуры рисунка. Краски размешиваются льняным маслом, кисти используют тонкие беличьи. Первый слой — подмалевок: плотными красками изображают общие формы всех фигур. Сушка в естественных условиях 2-3 дня, в сушильном шкафу 3-4 часа, после сушки изделие покрывают светлым лаком. Высохший лак прочищают порошком пемзы, протирают льняным маслом и наносят перемалевок: прописывают детали, уточняют формы более тонким слоем красок. Все операции повторяются и затем выполняют лессировку — дальнейшее уточнение и проработку изображений прозрачными красками, тонким более ярким слоем. Бликовка — это последние мазки светлой краской, передающие блики на предметах. Письмо по-сквозному отличается тем, что грунт под живопись наносят не белый, а металлический (алюминиевый или бронзовый порошок, золото, тонкие листочки потали ) или перламутр. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше и скрепляются с основой казеиновым клеем, порошок, листовое сусальное золото или поталь наклеиваются на недосушенную лаковую пленку. Традиционной федоскинской миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект. Федоскинская миниатюра всегда дополняется золотым орнаментом, который пишется лаком с подмешанными в него белилами, на него накладывается сусальное золото. Его излишки убираются ватным тампоном. В Федоскине были также разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева. От художников-миниатюристов изделие попадает в руки лакировщиков и полировщиков. Вещи покрывают тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуют зернистой пемзой и полируют сначала трепелом (порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом.
Фабрика Лукутина просуществовала до 1904 года. В 1910 году при содействии Московского губернского земства была организована Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина . В нее вошли прекрасные мастера-миниатюристы: С.И.Бородкин, И.П.Лавров, А.А.Кругликов и другие — около десяти человек. Артель продолжила свою работу и после революции. В 20-30 годах коллектив разрастался, появились новые сюжеты, отражающие советскую действительность. В 40-50 годы работали заслуженные художники РСФСР В.Д.Липицкий, М.Г.Пашинин, И.И.Страхов, М.С.Чижов. В 60-70 годах — Г.И.Ларишев, А.А.Толстов и др. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи выпускает шкатулки, ларцы, пудреницы, игольницы, чайницы, броши, кулоны и другие изделия из папье-маше. Народные мастера Федоскина сохранили лучшие традиции лукутинской миниатюры, до сих пор для федоскинцев типичны старинные сюжеты: хороводы, чаепития, летние и зимние тройки. Русские сказки, исторические события, пейзажи подмосковья также используются в росписи.

Лаковая миниатюрная живопись. Холуйская миниатюра

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Антиквариат: игрушки

News image

Сложно сказать, когда появилась данная шикарная леди на отечественных прилавках многих магазинов. Антиквариат игрушки был...

Филипп Феррари

News image

Филипп Феррари (1848-1917 гг.) – итальянец по происхождению. Он создал коллекцию, о которой и сейчас хо...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Исторические алмазы.«Орлов».

News image

Знаменитый камень «Орлов» («Амстердам», или «Лазарев»), вероятно, является самым замечательным из всех алмазов, когда-либо найденных в Индии. Он был обнаружен в Коллурских копях Голконды в на...

Ювелирный дом Garrard

News image

1843 год считается самой главной датой в 250-летней истории Дома Гэррард . Именно в этом году молодая королева Виктория даровала компании титул ювелира королевского дв...