antikvaram.ru Антиквариат
Главная Промыслы Матрешки


Матрешки

матрешки

Матрешка — это один из символов России, но русская душа — загадка, и поэтому нет ничего странного в том, что в русских домах вы этого символа не найдете. Стыдно признаться, но в моем доме матрешки тоже нет. Не буду спрашивать, есть ли она у вас, это все равно, что спросить, есть ли у вас балалайка, ответ известен.

Дальше странностей не убавится. Если вы человек далекий от народного искусства, то наверняка думаете, что матрешка была всегда, ну, по крайней мере, при Петре дети в нее уж точно играли. Ошибаетесь, ни при Петре, ни при Павле, ни даже при Александре-освободителе. Появилась эта игрушка, как считается, в 1898 году и, о ужас! Придумал ее не наш сметливый крестьянин, крепитесь русские патриоты, прообразом нашей милой матрешки послужил японский буддистский святой.

Когда я впервые узнала об этом, а было это довольно давно, то была как-то неприятно поражена. А на самом деле, ну что тут такого? Переняли чужой замысел, да ведь как ловко! Весь мир теперь нашу Матрешку знает и ценит, вот бы еще что-нибудь у японцев перенять! Если думаете, что странности на этом закончились, не надейтесь. В поисках материалов, я взяла Большую Советскую Энциклопедию на букву М, вы, конечно, поняли, что я там нашла, на другие буквы я нашла то же самое! Нашего национального символа в энциклопедии нет. На этом позволю себе закончить это маленькое лирическое отступление. Как шутят у нас в семье, у меня сайт сериозный , поэтому постараюсь сохранить академичность изложения, хотя иногда так и подмывает нести отсебятину.
Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее в московской мастерской Детское воспитание токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина (1859-1937). Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова. Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. Промысел художественной обработки дерева существовал там с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли еще русских царевичей. В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, на базе которой позднее организовали артель имени РККА. Там и стали изготавливать разнообразных матрешек. Мастера изображали девушку в цветастом платке с букетом цветов или в полушубке и шали с кистями, выпускали матрешек на темы русских сказок, а также сюжетные куклы: Тарас Бульба , Ревизор , Кутузов , Наполеон . В 1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала от 2- до 24-местных матрешек двадцати одного вида. Деревянная матрешка оказалась настолько выразительной, что из игрушки превратилась в традиционный русский сувенир. На всемирной выставке в Париже в 1900 году она получила всеобщее признание. После переименования Сергиева Посада в Загорск в 1930 году стиль росписи матрешек стал называться загорским. Сейчас городу вернули старое название. Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. Художники расписывают фигурки без подготовки поверхности — прямо по дереву гуашью, после росписи иногда поверхность лакируют. Для изготовления матрешек используют сухую березу или липу, из заготовок на токарном станке вытачивают фигурки, сначала самую маленькую, неразъемную, затем последующие. Все фигурки обрабатывают абразивной шкуркой. Матрешки изготавливаются одноместными, двух-, четырех-, шести-, восьми - и более местными. К знаменательным датам делают пятидесяти-, шестидесятиместные, первая бывает высотой около метра, а самая маленькая — менее одного сантиметра (так к празднованию 50-летия Советской власти загорские мастера изготовили 60-местную матрешку, а семеновские мастера отправили в Японию на выставку Экспо-70 70-местную матрешку метрового роста). Художники В.И.Соколов, С.М.Хованский, А.И.Шишкин и др. Кроме сергиевской (загорской) известны семеновская, мериновская, полховская, а также вятская матрешки.
Город Семенов расположен в 70 км от Нижнего Новгорода. Этот город знаменит своим художественным промыслом — хохломской росписью. Изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских мастеров, которое они переняли у сергиевских художников. Первая матрешечная артель была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень. Село Мериново находится возле города Семенова, в 1922 году мастер А.Майоров купил сергиевскую игрушку, он выточил похожую игрушку и расписал вместе с дочерьми, с тех пор это ремесло стало основным для мериновских умельцев. Отличительные черты семеновского стиля — простое решение образа и своеобразная роспись, напоминающая пышный букет. Если сергиевская матрешка — приземистая и плотная, ее верхняя часть плавно переходит к утолщенной, то семеновская более вытянутая, стройная. Роспись выполняется по крахмальному грунту, рисунок пером расцвечивается анилиновыми красками.
На юге нижегородской области есть старинное русское село Полховский Майдан. Первый станок завел на селе крестьянин Никита Авдюков (вскоре после войны с французами), тогда стали изготавливать посуду. А в конце 20 годов XX века, задумали точить русскую игрушку, организовали артель Красная заря . Теперь всем селом точат игрушки. Народные мастера очень ценят анилиновые краски, хотя многие горожане считают их вульгарными. Академик Лихачев так объяснил это несоответствие: Предметы народного искусства созданы для глаз, которые большей частью проводят свою жизнь на ярком свету, а для русского севера — еще и на белом свету полгода лежащего снега. Глаз привык к свету, к его яркости, а отчасти и утомлен его белой или зеленой однообразностью. Поэтому краски подбираются по контрасту к зеленому и чтобы оживить однообразие белого . Особенности полховской матрешки: подчеркнуто вытянутая форма с жестко очерченной головой, роспись по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком. Лучшие деревенские красильщицы: Л.Бузденкова, Л.Дегтева, Е.Казакова, П. и М. Штырковы, Н.Игнатьева, М.Киселева, А.Макарова. Наиболее известные полховско-майданские мастера — токарь П.Е.Сентюрев и его дочь Л.П.Сентюрева.
Наиболее сложная технология изготовления у вятской матрешки, в росписи там используются анилиновые краски, кроме того применяется инкрустация соломкой. На сегодняшний день самым популярным является сергиевский стиль: шаль, передник и сарафан, а также смелое сочетание цветов.
На моем сайте представлены несколько наперстков-матрешек. Все они выполнены в Сергиевом Посаде. Мне неизвестно изготавливают ли наперстки-матрешки в других признанных матрешечных центрах, хочется надеяться, что да.

Примечание.
Вообще-то в происхождении матрешки есть еще немало темных пятен, хотя, казалось бы, не так уж и много времени прошло с момента ее появления на свет (около ста лет). Но чем больше изучаешь специальную литературу, тем меньше ясности в этом вопросе. Все сходятся в одном: к изготовлению матрешки приложили руку два человека — токарь Звездочкин (встретилось и такое прочтение его фамилии — Звездочетов) и художник С.В.Малютин. Правда, тут тоже не все слава богу. Где-то утверждается, что художник создал только эскиз деревянной куклы, где-то, что он самолично расписал первый экземпляр, выточенный токарем (кстати, этот первый экземпляр находится сразу в трех разных музеях, ни больше, ни меньше!). Насчет количества вложенных друг в друга красавиц единства тоже не наблюдается. Кто-то утверждает, что их было семь, кто-то, что восемь. Да и вообще встретилось и такое мнение: сначала вовсе и не матрешку сделали! А выточил Звездочкин витязей прекрасных под руководством дядьки Черномора (т.е. Черномор был в виде фигурки, а не Звездочкиным руководил, конечно!), затем бояр, а уж только потом и матрешка появилась на свет. Насчет прообраза матрешки. Все сходятся на том, что это был Фукурума, добродушный лысый мудрец, который был привезен из Японии женой Мамонтова. Варианты: завезен в Москву в игрушечную мастерскую Детское воспитание ; привезен в Талашкино, где тогда работал С.В.Малютин, княгиней М.К.Тенишевой из Парижа (там проходила японская выставка). Варианты с Фукурумой: он был в виде набора уменьшающихся фигур, вставленных друг в друга; он был просто одиночной фигуркой, а идея набора фигур возникла из-за китайских резных костяных шаров, вложенных друг в друга либо берестяных туесков, которые также вкладывались один в другой (вариант: ярко раскрашенные пасхальные яйца из дерева — писанки , также вкладывающиеся одно в другое). А возможно, Фукурума и не Фукурума вовсе, а ... Дарума! Божок такой с одним глазом, исполняющий желание, когда исполнит, ему пририсовывают другой. Жаль, нет у нас в России такого божка, а без него, похоже, никак в этом запутанном матрешечном вопросе не разобраться. Но это так, ради красного словца. Разбираться, конечно же, будем. Легенды, легендами, а истина где-то рядом.

Ростовская финифть

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Антикварные коллекции

News image

Русский народный костюм изменялся и дополнялся не одно столетие. В качестве достаточно интересной части русск...

Коллекция Deutsche Bank, Германия

News image

Икона «Святой Георгий». XVII век. Ярославль. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия Deutsche Bank, одна из самых зн...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Галерея драгоценностей Эрмитажа. Золото скифов

News image

Галерея драгоценностей - интереснейшее собрание музея, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке, состоит из двух разделов. Первая экспозиция Золотая кладовая. (Евразия, Античное Пр...

РЕДКОСТИ ГАЛЕРЕИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ ЭРМИТАЖА

News image

Павел I начал награждать Андреевским орденом и лиц духовного звания, первым из них был митрополит Новгородский и Санкт Петербургский Гавриил. Царь узаконил награждение при крещении ор...