Со своими способами и собственным инструментарием.Независящая экспертиза, о которой сейчас идут оживленные дебаты, не имеет возможности привлекать к изысканиям музейный материал.
В свете последних событий на «российских» торгах (ноябрь 2003 г.) Sotheby's, где было выставлено и опубликовано в каталоге произведение Юрия Репина как настоящая работа его отца Ильи Ефимовича Репина, экспертиза русского искусства становится неувязкой интернациональной.
Российская методика экспертных исследований и российские эксперты признаны интернациональным антикварным рынком. С фирмой Christie's сотрудничает известный эксперт Фаберже и русского серебра Валентин Скурлов. Sotheby's приглашает на просмотр произведений голуборозовцев и художников этого периода московского знатока и коллекционера Валерия Дудакова.
Высокий уровень отечественной экспертизы доказала и выездная работа сотрудников Третьяковской галереи. Когда было принято решение о приобретении галереей найденного на полуострове Мадейра ранее неизвестного российским историкам искусства пейзажа Карла Брюллова, возникла необходимость экспертизы. Владелица картины дала согласие привезти ее в Лиссабон. Перед отъездом научные сотрудники - Е. В. Бехтиева, О. А. Алленова и И. Е Ломизе провели большую предварительную работу. На обороте холста обнаружились полустершиеся буквы латиницы. Расшифрованная надпись оказалась маркировкой холста. Был изготовлен запрос в Лондон. Оказалось, что фирма Winson Newton, основанная в Лондоне в 1832 г., существует и поныне. При работе в архивах был обнаружен дамский портрет кисти Брюллова с тем же штампом на обороте. Имея уже такие итоги подготовительного изыскания, эксперты направились в Лиссабон, взяв с собой бинокулярный микроскоп и лампу ультрафиолета. Исследование красочного слоя привело к выводу, что Брюллов использовал те же красители, что и в более поздних работах. В диапазоне УФ была обнаружена и подпись, произведенная художником латиницей - подобная автографу на Автопортрете Брюллова. Затем был привлечен брюлловский графический пейзаж 1849 г., хранящийся в Третьяковке. В обеих этих работах изображен один и тот же вид - форт Пику. Окончательное экспертное заключение доказало подлинность работы нашего великого живописца.
Сравнительное сравнение произведений порой приводит к искусствоведческим открытиям. В стендовом докладе Е. В. Нестеровой из Российского музея шаг за шагом описана была атрибуция неведомой ранее картины В. Васнецова. Из частного собрания на экспертизу поступило полотно неизвестного художника (80,5 х 152), обретенное на Sotheby's за $ 50 000. В правом нижнем углу были остатки подписи : Песни слепцов писаны Парижскимъ… В Париже . По стилистике полотно можно было датировать 1870-ми годами. Шел долгий архивный поиск - кто же из русских художников мог быть в то время в Париже. Изыскатель остановилась на имени В. М. Васнецова. В ИФ излучении хорошо просматривался предварительный доскональный рисунок. Именно Виктор Васнецов был прекрасным рисовальщиком, который в юные годы подрабатывал рисунками в различных журнальчиках. Дальнейшее исследование в архивах и музейных собраниях посодействовало установить, что поступившее произведение является вариантом Нищие-певцы , хранящееся в Вятском художественном музее (х., м. 100,5 х 163). Предварительный рисунок обеих картин хранится в Третьяковкой галерее. Экспертное заключение Русского музея о принадлежности полотна В. М. Васнецову повысило его стоимость на Антикварном салоне (ноябрь, 2003) до $ 250 000.
Каждый вид искусства требует своих методов исследования. Эксперты древнерусской живописи настаивают на первоочередности применения технико-технологической экспертизы. Именно используя весь ансамбль технологических изысканий, О. В. Лелекова и М. М. Наумова из ГосНИИРа обнаружили подделку иконы Спас Вседержитель из Тверской картинной галереи, где она сберегалась как произведение XII в. . Эта икона с подобной атрибуцией публиковалась в нескольких источниках, и побывала на некоторых выставках. Исследователи провели тест доски, на которой не оказалось грунта. Она была покрыта всего лишь известью, а живопись залакирована акрил-фисташковым лаком, которого в XII в. не могло быть по определению.
Новые технологии позволяют современным изыскателям искусства уверенно изобличать фальсификаторов. Неописуемый интерес вызвало у музейщиков и реставраторов сообщение А. Семенюты из ЗАО Группа Эпос , которая совместно с фондом Российская культурная инициатива придумала полностью новые способы фотофиксации произведений искусства. Оно производится методом цифровой съемки, высокая разрешающая способность объектива - от 200 до 500 пикселей - позволяет разглядеть в электронном виде весь спектр красочного слоя: и самые первые эскизы, и подписи, и варианты более поздних напластований.
Наука исследования искусства не стоит на пространстве, она постоянно развивается и обогащается новыми методами и технологиями, что и показала прошедшая конференция. А что касается подделок, то они во все века сочетали рынок, как заболевания сочетают человека.