Один из признанных основателей поп-арта Ларри Риверс (Larry Rivers, наст. Ицрох Гроссберг, 1923–2002) первую известность приобрел в 1950-х годах как представитель нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма. Позже Риверс, как и ряд его коллег, обратился к поп-арту, в который, по мнению критиков, привнес выразительность абстрактного экспрессионизма, наложив его на предметную узнаваемую фактуру.
Ларри Гроссбергу не было еще и 20-ти, когда он начал свою карьеру музыканта — джазового саксофониста. Тогда же он сменил фамилию на Риверс.
К живописи Риверс пришел спонтанно: как говорится, музыкой навеяло и картинами Жоржа Брака4. Получил профессиональное художественное образование, учился у Ханса Хофманна, приемы которого использовали представители абстрактного экспрессионизма, позднее в нью-йоркском университете встретил Виллема де Кунинга, одного из лидеров этого направления. В целом нет ничего удивительного в том, что Риверс совершил первые заметные творческие шаги именно на поприще абстрактного экспрессионизма.
Вместе с тем зрелый Риверс — художник, безусловно, предметный. В историю вошли его программные холсты класса «Переход Вашингтона через Делавэр» (1953), «История русской революции от Маркса до Маяковского» (1965, 30 частей), «История еврейского народа» (1982–1984). Классическими поп-артовскими вещами являются вариации его «Голландских мастеров» (Dutchmasters) — рекламная мистификация для промоушена сигарной марки Dutch Masters. Ассоциативный ряд со стариной, старыми голландскими мастерами Ларри Риверс продолжил не мудрствуя лукаво: переделал портрет старейшин суконного цеха Рембрандта («Синдики»; 1662; Рейксмюсеум, Амстердам), разместив его на рекламном щите. Думаю, что далеко не все прохожие Лонг-Айленда догадывались, что на них со всех сторон смотрят персонажи Рембрандта5. Вообще, такой сарказм был вполне в духе художника. В авторитетных исторических деятелях он профессионально ценил в первую очередь харизму (как рекламный потенциал образа) и «карточку» (узнаваемость) — будь то Вашингтон или Наполеон, неважно.
Публика на ура воспринимала ироничный авторский стиль. В поп-арте главное — эмоции, новые ощущения, рождаемые привычными предметами: денежными купюрами, сигаретными пачками, игральными картами — да мало ли что человека окружает! И Риверс этим настроениям успешно потакал, во многом сам их насаждал и умел удивлять.
В частности, он одним из первых, в конце 1960-х начал использовать в живописи краскопульты и баллончики с краской.
С инвестиционной точки зрения Ларри Риверс, к сожалению, не самый предсказуемый художник. По состоянию на сентябрь 2004 года: 100 долларов, условно вложенные в его произведения 7 лет назад, превратились в 174 доллара. В 2003-м этот показатель был на уровне 300 долларов. Очевидно, всплеск интереса был связан со смертью художника (2002), но дальше рост почему-то не продолжился. Вероятно, пока не продолжился. Можно предположить, что рынку требуется время, чтобы «переварить» истинное значение художественного наследия одного из основателей поп-арта.
Крупноформатная живопись Ларри Риверса (масло класса 150 х 150) в 2004 году продавалась в ценовом диапазоне 60–100 тысяч долларов. Хорошая графика — за 10–15 тысяч долларов. Цены на тиражную графику (постеры, литографии и пр.) держались в пределах 1000 долларов.