Создается впечатление, что термин «нью-йоркский неоэкспрессионизм» появился несколько искусственно — уж больно разные стили и способы подачи визуала исповедовали его представители.
Термином нью-йоркский неоэкспрессионизм исследователи обозначили яркое художественное течение, оформившееся на Манхэттене в 1980-х годах при содействии ведущих галеристов и кураторов (Шафрази, Кастелли, Гагосян, Рикар и пр.). Время показало, что это была не пустая «раскрутка», не пиарный «пшик», не мода для своих, а серьезное явление, в котором все сошлось воедино: и дух времени, и новаторство, и философия, и коммерческий потенциал. Не случайно имена художников, чье творчество принято относить к нью-йоркскому неоэкспрессионизму, входят в топ по запросам на artprice.com. Не случайно за их работы борются устроители аукционных торгов по современному искусству. И цены в десятки, сотни тысяч и миллионы долларов для них тоже не случайны.
В «обойме» художников нью-йоркского экспрессионизма наибольшую известность получили двое друзей — Жан-Мишель Баския и Кит Харинг. Баловни судьбы, рано ушедшие из жизни, но при этом достигшие творческого пика, славы, денег, признания, стали символами американского авангарда 1980-х, именно о них вспоминают при слове граффити-арт.
Кит Харинг в своих записях признается, что, прежде чем самому начать работать в прославившей его «подземке», он несколько лет любовался работой художников-экстремалов в метро Большого Яблока. Тэг SAMO1 Баскии тоже был среди сотен других подписей на стенах нью-йоркских кварталов.
И сам стиль, и идею изобрели не они, но галеристы-визионеры Тони Шафрази, Лео Кастелли, Рене Рикар выбрали именно их и повели за собой рынок.