antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы искусства Промывание кистей. За что не любят соцреализм?


Промывание кистей. За что не любят соцреализм?

промывание кистей. за что не любят соцреализм?

Сегодня критиковать соцреализм — дело не хитрое. Даже всех его представителей скопом, да еще и вполне аргументированно. Вопрос навскидку о сути новаторства соцреалистов, скорее всего, повиснет в воздухе — уж очень оно неочевидно. На поверку же вал «плохой живописи» — это результат долгой селекционной работы, промывания мозгов и кистей, угрозы политических и экономических репрессий для двух поколений советских художников.

Лидеры русского авангарда, горячо поддержавшие революцию, вряд ли могли представить, что новая власть даст им лишь пять-семь лет вольницы, пока не разберется с более острыми проблемами. А потом с отнюдь не рабоче-крестьянской расчетливостью начнет насаждать новую религию, в которой не будет места не только прежним храмам и пастырям, но и «иконы» потребуются другие. Кто поверит или впишется в новую систему — того озолотят, а кто усомнится — того в лучшем случае отправят на «пароходе истории». Так, предельно ясный сигнал к «отплытию» прозвучал в 1922 году, когда Наркомпросом была ликвидирована Комиссия по созданию Музея живописной культуры, «кураторами» которой были, в том числе, Роберт Фальк, Василий Кандинский, Натан Альтман, Владимир Татлин и Александр Родченко. Пройдет еще два года, и новая комиссия, возглавляемая, в числе прочих, Петром Вильямсом, бывшим студентом Кандинского и Машкова, проведет «чистку» музейных работ и выдаст предписание на уничтожение порядка пятисот ранее отобранных произведений. «Неправильное» искусство, по мнению революционных «искусствоведов», олицетворяли работы абстракциониста Кандинского, «амазонок» Розановой, «валетов» Кончаловского и Лентулова1 и других. Понятно, что Ленин со Сталиным и другие видные большевики модернистов не понимали и не жаловали. Так, терпели, пока те думали, что служат делу революции.

Тотальная расправа с художественным инакомыслием началась позже, в начале 1930 - х. Технология была отработана: крестьян к тому времени уже загнали в колхозы, пришло время строить колхоз и для художников. В 1932 году партия принимает решение о роспуске всех художественных объединений и формировании профессиональных творческих союзов. Позже, чтобы не было сомнений, чем именно художникам нужно в дальнейшем заниматься, был сформулирован метод соцреализма. Впредь искусство должно было работать только на идеологию. Канон от ереси отделили быстро. Партии требовались самоотверженные трудовые подвиги, а не творческие эксперименты.

А что происходит с художником, когда ему начинают указывать, что и как писать? Особенно, когда он видит расправу над отступниками от «линии»? Правильно — начинает писать строго «канонические» вещи, минимально уязвимые для партийной критики. Так родится соцреализм. Несколько лет «промывки кистей», и следующее поколение художников уже и не вспомнит, что можно рисовать по-другому, не будет тосковать по мнению заочного зрителя, осознает свою роль хорошо обеспеченного винтика дорогой пропагандистско-медийной машины. Что, в общем-то, и произошло.

Впрочем, трагический налет на судьбы талантов, скованных тоталитарной идеологией, содержит элемент лукавства. Советская власть ценила и хорошо вознаграждала верную армию художников. Леонид Шишкин подчеркивает, что ни в одной стране мира, ни в один исторический период в художников не было инвестировано столько средств, как в СССР. По приблизительным оценкам, в период 1945–1970 гг. в Советском Союзе было подготовлено 3–4 тысячи художников. Все бесплатно. Преподавателями были признанные мастера старой закалки; учили качественно и долго, по шесть лет. Пока страна расхлебывала послевоенную разруху, молодые художники получали студии, квартиры. На полную мощь работала система государственных заказов — суть авансированная оплата работ. Художник был в привилегированном положении: пока все ходили на работу к семи-восьми, попадая в тюрьму за опоздание, пока жили в коммуналках и получали грошовые зарплаты, художник творил в своей студии и материальных затруднений не испытывал. Если перевести все в деньги, то получатся, наверное, миллиарды долларов, вложенные государством в свою медийную машину. «Это, конечно, не могло не дать вала всякой дряни, которой положено было появиться, — отмечает Шишкин. — Во все кабинеты лениных нужно написать и все столовые завесить». Но и представить, что деньги были потрачены полностью впустую, тоже сложно. Не мог же не сработать переход количества в качество: среди тысяч хорошо обученных живописцев не могла не появиться сотня-другая талантливых художников. Пусть для того, чтобы создать свои вольнодумные «покровские ворота» им приходилось регулярно играть дзержинских

Новаторство соцреализма?

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Знаменитые коллекционеры

News image

19 век был задавлен и очарован вещами. Лорд Бриггз в своей книге «Вещи эпохи Викторианства» (1988) об...

Антиквариат: монеты (стоимость)

News image

Популярность 10-рублевых монет юбилейных, изготовленных из биметалла, сейчас упала. На первый план у коллекционеров высту...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Самые известные бриллианты. «Эврика»

News image

«Эврика» – является первым алмазом, случайно найденным в Южной Африке в 1866 году. Изначально алмаз весил 21,25 карата, после огранки его вес снизился до 10,73 ка...

Драгоценные камни из коллекции семьи Фаберже

News image

Среди прекрасных экспонатов, подаренных Музею частными лицами, особенно интересна коллекция драгоценных и поделочных камней (около трехсот образцов), принадлежавшая семье Фаберже. Коллекция была передана Музею Агафоном Ка...