Нет, это не те бесы из русского фольклора, сказок, легенд, книг - вспомните Достоевского! Совершенно другие бесы, миролюбивые, доброжелательные, охраняющие человека, его дом и семью от злых сил, неприятностей и болезней. Бог Бес - один из самых почитаемых и загадочных персонажей древнеегипетского пантеона. Ему-то и посвящена персональная выставка, открытая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Представлено более 250 экспонатов с изображением божества - стелы и рельефы из камня, керамические и ювелирные изделия, статуи и статуэтки, сосуды, амулеты, скарабеи, зеркала, светильники, пелены и другие предметы. Все они являются подлинными художественными произведениями, исполненными с большим совершенством, темпераментом и фантазией.
Впервые изображение Беса появляется в конце III тысячелетия до н.э. в мистических жезлах - полукруглых костяных амулетах. Он упоминается в Книге мертвых - знаменитом своде древнеегипетских религиозных верований. Беса изображают кривоногим карликом с большой головой, украшенной тиарой из страусовых перьев, с оттопыренными ушами и узкими внимательными глазами. Но в отличие от других божеств Древнего Египта, которые на протяжении многих веков сохраняли стабильный внешний облик, Бес претерпевает значительные изменения в зависимости от политической, общественной и религиозной обстановки в стране, от ее самостоятельного или подневольного существования. Внешний вид Беса становится как бы камертоном сознания древних египтян, их надежд, чаяний и верований. Бес предстает перед нами то с львиной маской, то с большой головой, широким носом и высунутым языком. Иногда он одет в короткую набедренную повязку, иногда имеет крылья. Но всегда с дружелюбной улыбкой, доброжелательный и кроткий.
В период эллинизма Бес как бы сливается с античными богами, но остается тем же первоначальным покровителем людей, их охранителем. В римский период Бес даже внешне напоминает римского воина с мечом и щитом.
Как целитель людей от болезней, Бес изображается на целительных сосудах. Подчас с другими главными богами древних египтян. Порой вместе со своей супругой Бесит. Изображения Беса были очень популярны в различных социальных слоях египетского общества - от простонародья до обитателей царских дворцов. Об этом свидетельствует и обширная география находок предметов с изображением Беса - от Белого моря до Экваториальной Африки, побережий Средиземного и Красного морей.
Основой выставки стала коллекция знаменитого ученого - египтолога Владимира Голенищева, человека широко образованного, знатока истории и культуры Древнего Египта. Он страстно увлекся коллекционированием бесовских изображений и собрал уникальный свод этих памятников, чуть ли не единственный в своем роде. В 1909 году его коллекция передается тогда еще в строящийся Музей изящных искусств. Впоследствии она пополнилась бесовскими памятниками из расформированного Института классического Востока, из собраний А.Прахова, А.Живаго, Т.Бороздиной и других. Ныне она впервые представлена на широкое обозрение.