Фарфор эпохи культурной революции
Китайский фарфор экспонируется в Государственном центральном музее современной истории России с 16 ноября по 2 декабря на одной из самых необычных выставок этого года. На торжественном открытии, которое посетили министр культуры Александр Соколов и посол Китая в России Лю Гучан, с уст гостей не сходили слова уникальная и великолепная .
Что же такого необычного в выставке частной коллекции китайского фарфора, принадлежащей супругам Баржановым? Российскому зрителю впервые предложено полюбоваться на фарфор эпохи культурной революции - важного периода истории Китая, который продолжался около десяти лет - с 1966-го по 1976 год, когда Мао Цзэдун использовал ресурсы своей неограниченной власти для массовых репрессий. Страна официально строила коммунизм и боролась с вредителями и старой, контрреволюционной культурой.
Древнее искусство фарфора со своими канонами и системой символов казалось слишком буржуазным для последователей Мао. Необходимо было адаптировать старое искусство к новым реалиям, усилить пропагандирующее воздействие на людей. Так появился фарфор эпохи культурной революции .
Технически фарфоровые предметы выполнены безукоризненно и, естественно, вручную на знаменитом заводе Цзиньдэчжэн. Во времена культурной революции просто не существовало рынка сбыта для дорогого фарфора. Он предназначался для высшего партийного и армейского руководства, для высокопоставленных гостей. Всего на выставке представлено порядка 185 предметов - вазы, статуэтки, фарфоровые картины-панно. Специально для сравнения коллекционеры сделали два стенда с традиционным китайским фарфором XVI - XVII веков. Это позволило наглядно продемонстрировать революцию стиля, но не техники. Совершенство прошлого было усвоено ремесленниками коммунистического Китая.
Фигурки радостных китайских рабочих, солдат и крестьян напоминают наш соцреализм, воспевающий строительство нового государства и перековку человека. Знаток может возразить, что на русский агитационный фарфор сильно повлиял авангардизм, ни следа которого нет (и не может быть) в произведениях китайских мастеров. Действительно, это так. Но даже подобная несинхронность не может помешать почувствовать вам связь и близость наших историй и искусства. Доходило до того, что китайцы просто копировали в своих фарфоровых скульптурах и вазах советские образцы.
Китайское руководство давно признало ошибочность культурной революции . Но интерес к искусству этого периода не ослабевает. Цены на фарфор культурной революции с каждым годом растут.
На особой выставке экспонируются особые вещи. Например, можно полюбоваться на чайный сервиз самого Мао Цзэдуна, который отдавал предпочтение классическим сюжетам, изображающим природу. Как коллекционерам удалось приобрести сервиз? Они лишь загадочно улыбаются...Также вы можете восхититься огромными фарфоровыми панно, которые напоминают и плакат, и картину одновременно. Конечно же, у панно идеологически выверенные названия - например, Поддержим генеральную линию , Большой скачок и Создание коммун . Как справедливо заметил Андрей Баржанов, у панно есть масса преимуществ перед живописными полотнами. Оно не боится воды, света, почти не стареет.
Коллекционер заявил, что планировалось выставить 300 предметов, но места в выставочном зале хватило лишь на чуть больше половины. Даже этого достаточно, чтобы в полной мере ощутить эстетику и посыл китайской революции. Было бы логично устроить параллельную выставку - русский революционный фарфор и китайский. Андрей Баржанов обещал подумать...
Даже если вам не интересна история Китая, вас все равно не оставят равнодушным техника китайских мастеров и революционная эстетика.
Счастливый рабочий, глядящий на вас с вазы, до сих пор призывает бороться с мировым империализмом...