Чем ближе прошлое, тем сложнее дать ему непредвзятую оценку. Особенно если прошлое отличалось такой навязчивостью.
Прошлое улыбалось пионерами и физкультурниками со стен дворцов спорта, висело самыми человечными портретами в школьных классных комнатах; оно заряжало фальшивым оптимизмом со страниц «Работницы» и «Крестьянки», точнее — пыталось зарядить: в поздние 1970 - е — 1980-е это удавалось, надо сказать, так себе. Соцреалистический мейнстрим слишком уж контрастировал и с «социализмом», и с реальностью. Не удивительно, что вся эта ничем не подкрепленная живописная назидательность за десятки лет советской власти успела порядком наскучить, как могут наскучить прочные, но однообразные обои. Нет, эта живопись в массе своей не вызывала раздражения. Что хуже — не вызывала вообще никаких сильных эмоций. В конце 1980-х — начале 1990-х одна лишь мысль о том, что пройдет лет десять, и соцреализм будут покупать не только иностранцы, но и бывшие «узники соцлагеря», могла вызвать кривую усмешку.
В начале 2000-х все изменилось.
Рост интереса к соцреализму на внутреннем рынке — это тенденция двух последних лет. Спрос этот пока нельзя назвать массовым, но костяк любителей, коллекционеров и даже инвесторов уже складывается, что по-прежнему вызывает изумление у скептиков. C другой стороны, соцреализм потихоньку начинает появляться на торгах ведущих аукционов мира. Пусть пока это кажется «прощупыванием», попыткой пробных продаж, причем зачастую безуспешных. Но для инвесторов появление работ соцреалистов в листингах «русских торгов» Sotheby’s и Christie’s — важный сигнал. Значит, приходит понимание, что не все в этом направлении тоталитарного искусства так уж уничижительно однозначно.
Данная статья — попытка разобраться, чем же коллекционеров и инвесторов привлекает соцреализм. А помочь в этом согласился Леонид Шишкин, владелец «Галереи Леонида Шишкина», которая 15 лет специализируется на продаже предметов советского искусства.