antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы искусства Рекомендации инвестору в искусство.



Рекомендации инвестору в искусство.

рекомендации инвестору в искусство.

Понятно, что высокая компетентность в вопросе инвестиций в современное искусство — вопрос немалых денег и временны’х затрат. Кураторы, очевидно, свой хлеб зря не едят. Чтобы быть в курсе всего актуального, частному инвестору пришлось бы забыть об основном занятии и заниматься только чтением критики, постоянным посещением выставок, поездками на зарубежные арт-ярмарки и бьеннале. Не случайно первый совет, который дают галеристы, не блещет практичностью: опираться на мнения консультантов.

За основу нижеследующих рекомендаций было взято эмпирическое мнение Гари Татинцяна, его попытка ответить на вопрос о том, какими качествами должно обладать творчество художника, чтобы в него было разумно вкладывать деньги. Речь пойдет преимущественно о состоявшихся художниках, но часть выводов можно экстраполировать и на «новые имена».

Как ни странно, при принятии инвестиционного решения эксперты рекомендуют обратить внимание на возраст состоявшегося художника. Оптимально, если он приближается к 45 годам. Обычно это означает, что базовые цены на творчество этого художника сформировались, за спиной уже есть портфолио выставок, возможно, наличие работ в музеях. С одной стороны, это уже сложившаяся творческая личность, а с другой стороны, у художника остается еще хороший физический потенциал, способность развиваться. Есть мнение, что с этого возраста художник начинает точно понимать, что он делает, направляя свою энергию в качественные взвешенные работы. Человек становится свободнее, проводит анализ жизни, реализует ранее накопленный потенциал.

Хорошо, если при этом цены на работы художника находятся на уровне до 100 тысяч долларов — это свидетельствует о хорошем потенциале ценового роста. В принципе нормальный диапазон цен — это 25–40 тысяч долларов за работу, что позволяет инвестору оперативно создавать коллекцию при бюджете около 100 тысяч долларов в год. По этому критерию, очевидно, Татинцян и формировал экспозицию своей галереи (где, в частности, скульптуры Тони Мателли стоят 25–40 тысяч долларов, композиции Вика Мюниса — 35–45 тысяч долларов).

К ценам уровня 1–5 миллионов долларов за работы современных художников инвестору стоит относиться с осторожностью. Нередко такие значения трудно назвать оправданными, что порождает серьезные инвестиционные риски. В частности, есть мнение, что работы Жана-Мишеля Баскии, стоимость которых достигает 3–5 миллионов долларов, сегодня серьезно переоценены (неадекватны уровню художника, не оставившего собственной школы и не изобретшего никакого «изма»). Их крайне сложно продать через галерею, это преимущественно аукционный материал. Интересно, что ценовой уровень работ Баскии определяют преимущественно немецкие покупатели.

Свежий пример. В середине января 2005 года известный британский галерист и коллекционер Чарльз Саатчи продал произведение своего бывшего протеже Дэмьена Херста приблизительно за 7 миллионов фунтов стерлингов (то есть немногим меньше 14 миллионов долларов). За эти деньги неизвестный американский коллекционер приобрел работу «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living). Произведение представляет собой тушу 4,3-метровой тигровой акулы, погруженную в аквариум с формальдегидом. За акулу безуспешно боролась английская галерея Tate Modern, так как эта работа, впервые выставленная в галерее Саатчи в 1992 году, считается «иконой» брит-арта. В английских газетах сообщается, что Саатчи сделал неплохой бизнес: «Физическая невозможность смерти…» была куплена им у Дэмьена Херста в далеком 1991 году всего за 50 тысяч фунтов. Получается, что за 14 лет скандальная био-скульптура подорожала в 140 раз! Ситуация — за рамками понимания. Интересно, что сама туша акулы, купленная в Австралии, обошлась Херсту в свое время всего в 6 тысяч фунтов. Ожидается, что новый владелец передаст этот экспонат в нью-йоркский Музей современного искусства.

Удивляет, что ни цена, ни вопросы долговечности произведения, ни стоимость обслуживания туши не смутили покупателя. Для Саатчи такое развитие событий — лишь одна из удачных инвестиций, а для остальных?

Обязательным критерием для принятия инвестиционного решения, согласно Татинцяну, является степень общественного признания художника и вовлечения его в коллекционное сообщество. Вкладывать стоит в тех художников, работы которых уже есть в ведущих музеях современного искусства и/или, что не менее важно, в коллекциях признанных ценителей искусства («если вещь держал в руках Саатчи, то она уже стоит денег»), в известных галереях (например, Gagosian Gallery, www.gagosian.com). Эта информация обычно доступна — художники гордятся своим портфолио, публикуют его на сайтах и в каталогах. «Сегодня я бы не стал вкладывать деньги ни в одного пусть хорошо рисующего художника, если он не вовлечен в social environment, — говорит Татинцян. — За ним должны стоять серьезные коллекционеры, галереи, музеи. Если этого нет — можно забыть. Как бы хорошо это ни выглядело». Когда работа художника стоит 10 тысяч долларов, это должно означать, что в его активе есть как минимум одна персональная выставка в год при музее и несколько международных показов.

Это критерии по существу. Далее нужно всмотреться в более трудноуловимые вещи. Галерист обращает внимание на качество, на творческое развитие художника, и, главное, решает, может ли хозяин галереи развиваться вместе с таким автором. Важный положительный сигнал, если художник, достигнув признания, развивается дальше, не боясь потерять своего лица, то есть устоявшегося образа картин, которые уже хорошо покупают. Если художник не боится и от цикла к циклу появляется новый разряд работ, если он свободен в творчестве и независим от рынка — для инвестора это благоприятный знак. Формирование пула художников для своей галереи Татинцян объясняет так: «Почему, например, выбрана Кристин Калабриз? Ее работ практически нет на рынке, всю предыдущую выставку купил Саатчи, и полгода назад эти работы сгорели. Ей 36 лет — у нее большой потенциал. Питер Хелли: пока он стоит 60 тысяч долларов, но с недавних пор его работы стали продаваться уже по 150 тысяч. Тони Мателли — из молодых, но каждый год стоимость его работ увеличивается на 30–40 %. Через 3-4 года он дорастет до 100 тысяч долларов. Наш список — это люди, которые уже «бумят» на аукционах. Теоретически взять у нас и отнести на аукцион — это плюс 30–40 %. Пусть они нарисуют еще работы, но это будут уже другие работы. Если дорого стоят сегодня, то будут стоить и потом. Возникает редкость, возникают творческие периоды. Эти произведения уже находятся в крупных коллекциях, в музеях, ими занимаются лучшие галереи мира. Они находятся в стране со стабильной экономикой. Почему цены должны падать?»

При выборе художника инвестору и коллекционеру стоит, как ни странно, обратить внимание даже на то, как он говорит, как он дает интервью. Оказывается, это важно — по речи можно судить, насколько художник способен на интеллектуальный анализ. Ведь современное искусство — это сначала идея, а уже потом ее реализация. Художник может быть косноязычен, но у него должна быть яркая внятная мысль.

И наконец, среди критериев, на которые советует обратить внимание Татинцян, — близость творчества художника к актуальному дизайну, новой декоративности. В частности, на стыке декоративного искусства и дизайна работает «восходящая звезда» Гари Хьюм, и есть мнение, что за этим творчеством будущее.

Инвестиции в соцреализм

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Шашки наголо!

News image

200 единиц холодного оружия выставит в Астане известный казахстанский частный коллекционер Азат АКИМБЕК. Вместе с са...

Леонор Анненберг (Leonore Annenberg)

News image

В 1940-ом году она окончила Стэнфордский Университет, была удостоена почетной степени бакалавра в области искусств. В ...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Бриллиант «Виттельсбах» обрел нового владельца

News image

Состоявшиеся на днях торги аукционного дома Christie´s, внесли оживление в антикварный мир. Во-первых, легендарный бриллиант «Виттельсбах» обрел нового владельца. Им стал лондонский ювелир Лоренс Граф, не...

Выставка драгоценностей знаменитого магната Уолтерса

News image

Если не хватает денежек на изысканные ювелирные украшения, то можно на них просто полюбоваться, а заодно и начать разбираться в редких изделиях получше. Ведь в СШ...