Со знаменитой фирмой Фаберже связано множество тайн. Одной из них является, как ни странно, загадка наперстков Фаберже. Среди коллекционеров этих симпатичных принадлежностей для шитья частенько возникали споры по поводу самого существования таких редкостных вещиц. Некоторые «наперсточные» специалисты утверждали, что есть всего лишь шесть настоящих наперстков фирмы Фаберже, другие признавали подлинными только два-три из них. Существовало и мнение, что фирма Фаберже вообще никогда не производила наперстков…
Конец всем спорам и сомнениям положила находка в Финляндии альбома Генриха Вигстрема, главного мастера фирмы Фаберже. В этом альбоме были изображены несколько эскизов наперстков, изготовленных с 1911-го по 1914-й год. Ознакомиться с ними можно в двух изданиях: «Фаберже: придворный ювелир» Г. фон Габсбург и М. Лопато и «Золотые годы Фаберже» У. Тилландер-Годенхиелм, П. Шафер, А. Илич и М. Шафер. В первой книге имеются эскизы трех наперстков, во второй — семь эскизов, включая наперсток из рукодельного набора — редчайший образчик такого вида изделия, также выполненный в мастерской Вигстрема.
Таким образом, один вопрос прояснился: наперстки фирма Фаберже все же производила. Однако такие изделия являются чрезвычайно редкими. Зададимся вопросом — почему? Ведь известно, что мастера фирмы Фаберже изготавливали кроме чисто декоративных и утилитарные вещи. Отчего же рукодельные наборы и наперстки фирмы так редко встречаются? Точнее, не известно практически ни одного рукодельного набора, произведенного фирмой Фаберже, кроме набора, изображенного в альбоме Вигстрема. Учитывая тот факт, что рукоделием занимались императрица и четыре ее дочери, а также многие русские аристократки, не кажется ли отсутствие швейных принадлежностей в составе изделий, производимых фирмой Фаберже, весьма странным? Нельзя согласиться и с тем, что состоятельные россиянки довольствовались изделиями только зарубежных мастеров (французских, немецких, английских и проч.). Видимо, швейные принадлежности (и, в частности, наперстки) казались слишком незначительными вещами, поэтому они и не попали в поле зрения искусствоведов, а также в собрания музеев. Хотя, безусловно, такому мелкому предмету было весьма просто затеряться в эпоху социальных катаклизмов. Возможно, по столь банальной причине так редко можно наблюдать эти очаровательные вещицы в антикварных магазинах, а также на аукционах. Вот почему появление на известном электронном аукционе eBay золотого наперстка Фирмы Фаберже в футляре, покрытом голубой эмалью, привлекло внимание всех тех, кто интересуется старинными рукодельными принадлежностями. Сложно сказать, является ли аукционный наперсток подлинным. Множество подделок заполнили рынок, они даже получили специальное название «фальшберже». Но золотой наперсток все-таки похож на настоящий. По форме он напоминает обычный рабочий наперсток, только очень маленький, возможно, детский. У основания изделия имеется маленькое отверстие: наперсток могли носить в виде украшения на цепочке. Футляр для наперстка тоже очень маленький, он изготовлен из серебра, покрыт гильоше-эмалью голубого цвета, на нем имеется клеймо фирмы Фаберже. Изделия приписываются работе знаменитого мастера Михаила Перхина.
Предварительная оценка наперстка с футляром составляла около 2000 долларов. Новый владелец редкостной вещицы пожелал остаться неизвестным.