antikvaram.ru Антиквариат
Главная Военный антиквар Защитное снаряжение



Защитное снаряжение

защитное снаряжение

Упомянуть о доспехах следует уже потому, что именно они до распространения огнестрельного оружия (то есть до 17-го века) отличали воина. Тяжеловооруженный боец стоил (так, во всяком случае считалось) десяти легковооруженных. Вопреки убеждению, однако, панцирь далеко не обязательно был металлическим.

1.1. Неметаллические доспехи.

1.1.1. Холщевый панцирь.

Имел вид кирасы, делался из нескольких склеенных слоев холста. Был известен с каменного века и распространен у множества народов, от египтян, греков и македонцев, до ацтеков. В Европе употреблялся еще в 16-м столетии. Стоил очень дешево, весил очень мало, защищал очень плохо. Практически только от скользящих ударов и стрел на излете.

1.1.2. Кожаный панцирь.

Все то же, но из кожи. Был распространен у викингов, монголов и многих других народов. Использовался в Европе регулярными войсками до 18 века включительно. Был почти негнущимся и довольно тяжелым. Пробивался стрелами из арбалета с дистанции 20-100 метров (смотря потому, какой арбалет и сколько слоев кожи). На малых дистанциях и из лука тоже. Подавно пробивался сильным ударом копья или меча. Не защищал от оружия ударно дробящего действия, но выдерживал пистолетные пули (не в упор) и ружейную картечь.

1.1.3. Шелковый панцирь.

Не так давно было установлено, что 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357 (со свинцовым сердечником, конечно). Несколько шелковых халатов, соответственно, хорошо защищали от стрел, легких метательных снарядов и дамасковых сабель. При том, почти ни чего не весили и не стесняли движений. Такое бронирование, однако, имело три крупных недостатка. Во-первых, ни сколько не смягчало удар. Хорошо, если рубанут катаной, а если топором? Во-вторых, даже в Китае и Японии шелк стоил достаточно дорого. Была и еще одна проблема: шелковый платок трудно разрубить в воздухе, но легко, если он лежит на чем-то твердом, - например, на ключице. Богатые воины могли позволить себе металлические доспехи, а бедные, не могли себе позволить несколько шелковых халатов.

1.1.4. Шерстяной панцирь.

Использовался почти только народами Кавказа. Легендарная бурка валяная из шерсти почти не разрубалась саблей (рассекая верхний слой шерстинок клинок тормозился до безопасной скорости). Тот же принцип был использован и в папахе. Шерстяные доспехи выдерживали стрелы и пули из легких ружей (с дистанции около 100 метров), однако, бурка пробивалась копьем. Дополнительная выгода такой брони состояла в том, что она хорошо амортизировала удары. Однако, она оказывалась толстой (нельзя сделать бурку с рукавами), тяжелой и жаркой.

1.1.5. Пеньковый панцирь.

Защита в виде кафтана набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась русскими, китайцами и древними греками (но у последних, это был не кафтан, а туника). Стрелецкий кафтан дополнялся меховой шапкой. Принцип защиты был такой же, как и у горцев Кавказа, - многоступенчатая амортизация. Как и бурка, кафтан хорошо защищал от стрел (до 10 метров), отчасти от пуль, от не слишком сильных ударов. Но в нем так же было очень даже не холодно. Надо сказать, что штатный солдатский ватник выдерживал пулю из шмайсера с 200 метров.

1.1.6. Костяные элементы бронирования.

Самый примитивный варварский шлем - это звериный череп надеваемый на голову. Соответственно, шкура свисала сзади и прикрывала спину. Так был упакован Геракл и самые примитивные германские племена накатившие на Римскую империю еще до новой эры. Позже кожаный шлем на костяной основе был у викингов, да и стоячие плечи у кавказской бурки, так же могли быть костяными. Обычай некоторых народов иметь на шлеме рога произошел от ношения шлемов из черепов крупного рогатого скота.

1.2. Доспехи смешанного типа.

Иногда доспехи могли сочетать металлические и неметаллические элементы. В самом примитивном случае, пластины из мягкого железа нашивались на кожаный панцирь. Степень защиты от этого возрастала не очень, а вес - сильно. Но металлические пластины распределяли удар. По такой технологии часто делались татарские и монгольские доспехи и шлемы.

Больший эффект достигался, если кожа покрывала кирасу снаружи. В этом случае вражеский клинок тормозился в слое кожи и не мог уже повредить саму кирасу. Часто, по верх железного или бронзового шлема пускали конский хвост, разрубить который даже дамаском было проблематично.

Наиболее распространенным примером смешанного бронирования следует считать практически обязательное надевание под металлический шлем амортизирующей шапки.

Своеобразный тип смешанного доспеха был у японцев, - стальные пластинки связывались между собой шелковым шнуром. Причем пластинки шли не в нахлест, а, напротив, между ними оставались промежутки, забитые однако плотной массой шелковых шнуров. Такой доспех весил сравнительно мало, был довольно гибким и надежно защищал от ударов меча, но пробивался пулями, копьем, и, отчасти, стрелами.

1.3. Металлические доспехи.

1.3.1. Кольчуга.

Самый популярный доспех в Европе средних веков - хоуберк, представлял собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками. Внешне это выглядело вполне цивильно: доспех полностью защищает тело, весит не много, движений не стесняет. Однако, надо учитывать, что защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Вытянуть проволоку можно было только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались бы и давали еще худшую защиту), так что кольчужные доспехи легко рассекались саблей, протыкались копьем и разрубались мечем. От стрел кольчуга была почти бесполезна, - они проникали в ячею. Только варварские (с плоским наконечником) стрелы на излете, и стрелы с костяными наконечниками могли быть ею остановлены. Кроме того, кольчуга не защищала от оружия ударного действия, - от дубин и булав. Да и удар 8-ми килограммового меча запросто мог оказаться летальным даже без пробития доспеха. В теории, кольчуга могла быть сделана и из булата, но это не снимало проблемы с защитой от стрел и палиц. Кольчуга двойного плетения была лучше, но не на много.

Изобретатель кольчуги не известен, видимо первые делались еще из медной проволоки, интерес же к ней в средневековой Европе объясним технологической отсталостью. Производство хоуберка требовало не очень много самого дешевого железа, устройства для вытяжки проволоки и уйму тупой работы по плетению колечек. Зато хоуберк и служил вечно, - если он оказывался пробит, то мертвый рыцарь извлекался, а на его место вставлялся новый, после чего, с помощью пригоршни колечек, отверстие заделывалось.

Кольчуга давала худший уровень защиты, чем, например, пеньковые доспехи, по этому, начиная с 15 века она на Руси быстро была вытеснена последними.

1.3.2. Усиленная кольчуга.

В самом лучшем случае, кольчуга двойного плетения могла усиливаться накладками, прикрывавшими грудь от ударов спереди и плечи от ударов сверху. Как правило, в этом случае, в комплект включался и шлем. Это было уже не так просто, - ведь броневой элемент сложной формы еще надо было выковать (форму изделию моли придавать только молотом). Плюс к тому, выковать его надо было из нескольких слоев железа и стали, - да так, что бы он не был слишком толстым. Или же шлем и щитки делались из дамаска (а эту технологию еще надо было иметь). По этой причине, крестоносцы, на гравюре изображающей Ледовое побоище, без шлемов, - в одних хоуберках. У баронов и богатых рыцарей шлемы и кое какие латы были и в 13-м веке, но они в крестовые походы отправлялись редко. На льду Чудского озера, если кто и проваливался, то только русские - их доспехи были куда основательнее, чем у немцев.

1.3.3. Чешуйчатый панцирь.

Самый древний. Первые были сделаны в Междуречье и имели еще медную чешую. Затем чешую стали делать из бронзы, а еще позже - из стали. Преимущества такой брони были очевидны: сделать просто, так как выковывать приходится только небольшие плоские элементы, кроме того, эти элементы могли быть сделаны из твердой стали, - из-за небольшого размера они не могли сломаться. Чешуя крепилась, как правило, на кожаную основу, так как другой материал едва ли выдержал бы ее вес. А весила она много, - пластинки шли практически в два слоя, и имели довольно значительную толщину, - все-таки сталь была хрупкой. Пластинка закреплялись таким образом, который исключал проникновение клинка под нее с последующим пробитием кожаной основы. Из всех разновидностей доспехов чешуя была самым надежным, - пробивалась только пулей, и не любой. Недостатком же был чрезмерный вес, - если сплошной сочлененный рыцарский доспех 15 века весил всего 25 килограммов, то чешуйчатый панцирь прикрывающий только грудь спину и бедра весил не многим меньше. Кроме того, он был слишком жестким, что бы не стеснять движений, и недостаточно, - что бы надежно защитить от удара палицы.

Чешую использовали ассирийцы, греческие гоплиты, римские всадники, парфянские катафракты, генуэзские арбалетчики (любопытно, что у них чешуя располагалась не снаружи, а внутри кожаной рубахи) и русские дружинники. Характерно, однако, что такой доспех, как правило, доставлялся к месту сражения отдельно от воина.

1.3.4. Сплошной панцирь.

В смысле соотношения веса к уровню защиты наилучшим был панцирь из сплошной металлической пластины толщиной 1.2 - 2 миллиметра. Только такую деталь еще надо было изготовить. Как правило, для упрощения производства кирасу делали из нескольких сравнительно технологичных элементов, соединенных между собой сваркой, или клепкой, или общей основой, но лучшей была кираса выкованная из одного куска металла. Располагая только технологией сварки сделать кирасу даже по частям было не просто. Для этого требовался мастер. А для мастера нужно было построить город, что б он там жил, и завести в государстве деньги, что бы ему платить. Это как минимум. Для греков, римлян и византийцев это не составляло проблемы, но европейским рыцарям до 13 века ни что подобное не грозило. Особенно после того, как был разрушен город полабских славян на месте теперешнего Штеттина, откуда получали свое оружие викинги.

Кроме кирас и шлемов из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и т. д. Как правило, доспех не был полным и дополнялся кольчужными и кожаными элементами. Такое вооружение имели римские легионеры плюс-минус первого века от Рождества Христова, часть пехоты эллинистических государств и византийцы. Во всех этих случаях кирасы были составными. Однако, в Европе решили довести идею до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным, - сочлененным из отдельных деталей и закрывающим все тело. Первые классические рыцарские доспехи (рыцарей обязательно изображают в сочлененных доспехах) появились в 13-м веке. Вероятно, для их изготовления тогда использовался импортный материал, так как первые случаи боевого применения этих доспехов показали их устойчивость даже к очень сильным ударам сварного оружия. В ту пору они были доступны только королям, - не всем конечно, но были и очень богатые короли. К этому времени, кроме северной Италии и юга Франции в Европе появилось и еще несколько городов, так что с начала 14-го века сочлененные доспехи могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, но для широких рыцарских масс это удовольствие стало доступно только во второй половине 15-го века. Под сплошной доспех часто надевалась и кольчуга.

Во второй половине 15-го века кирасы стали массово поступать и на вооружение пехоты. В 16-м веке развитие производительных сил в Европе вновь достигло уровня начала нашей эры, и доспехи перестали быть проблемой, но в 16-м же веке появился и мушкет, способный пробивать их с 200-240 метров.

Сплошные доспехи гарантировали от поражения стрелами из лука, выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули с 25-30 метров (а пулю из семилинейного пехотного ружья конца 18-го века - с 75-90 метров), не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников). Достаточно надежно защищали от ударов (в том числе и при падении с лошади). Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием, - типа алебарды. Хорошо была защищена так же и голова воина. С 13-го века появляются кастрюлеподобные шлемы главное достоинство которых было в том, что при ударе с верху амортизирующая шапка под шлемом сминалась и края шлема опускались на плечи рыцаря. Таким образом удар приходился не по голове, а по плечам, - а это две большие разницы. Такое устройство в древности имели только глухие спартанские шлемы. По мере дальнейшего совершенствования доспеха этот принцип был сохранен.

Стоит отметить, что сплошные сочлененные доспехи, наверно, единственное европейское изобретение эпохи средневековья. Выход на античный уровень культуры и развития производительных сил произошел в Европе (по разным показателям) между 14 и 18 веками. В среднем можно считать, - в 16-м веке. До этого момента Европейская цивилизация обогатилась несколькими важными изобретениями - порохом, бумагой, стременами. Но все они имели азиатское происхождение (азиатское огнестрельное оружие было лучше европейского до 17 века включительно, кремневый замок - так же изобретен в Азии). Но сочлененные рыцарские доспехи ни где кроме средневековой Европы не производились.

1.4. Бронзовые доспехи.

Изделие сложной формы, например, шлем, проще было отлить, чем выковать. То есть, и отлить было очень не просто, но все-таки несравненно проще, чем выковать из нескольких слоев железа и стали. Что же касалось прочности, то бронза однозначно была тверже железа и не такой хрупкой как сталь. В Китае выделка оружия (мечей) из бронзы продолжалась еще во 2-м веке, шлемы же в Европе и в 19 веке делали из бронзы по преимуществу. Бронзовые доспехи употреблялись и в Риме, вплоть до начала нашей эры, хотя недостатка в железе до начала 3-го века римляне не испытывали. Существенным недостатком бронзы была, однако, ее дороговизна, вследствие которой, она, в период бронзового века , ни когда не могла вытеснить из употребления каменных орудий и оружия. Бронзовая металлургия, однако, пришла в упадок в средние века не столько из-за высокой стоимости материала, сколько из-за невозможности его получить. Бронза требовала двух ингредиентов, - меди и олова. Медь, как и железо можно было найти почти везде (хотя всю самородную собрали еще люди каменного века), но олово на дороге не валялось, - а где и валялось, так там, то же еще троглодиты подобрали. Жителям какого-нибудь Карфагена все казалось просто, - олово можно привезти из Англии, медь с Кипра, серебро из Халкидики, железо из Испании, золото - из Западной Африки. Все, в принципе, было рядом. Но, даже для новгородцев, и Англия и Кипр были довольно-таки далеко. Жителям средневековой Европы, да и Руси приходилось доставать ресурсы не там где они (ресурсы) находились, а там где находились они (жители) сами. А там не все было. Бронзовая металлургия стала возрождаться в Европе с 15-го века.

1.5. Конские доспехи.

Всадник отличается от пешего, главным образом в том отношении, что у него есть лошадь. Если всадник без лошади, - то это уже не кавалерия, а римское сословие. Лошадь же, в свою очередь, отличается от человека в том плане, что много сильнее его, и много быстрее бегает (хотя, как правило, человек превосходит лошадь интеллектуально). Использовать преимущество в скорости, связанное с наличием лошади, всадник мог двояко, - либо обстреливая пехоту с безопасной дистанции, и не давая ей приблизиться (это срабатывало, только если у пехоты не было оружия с такой же досягаемостью), либо для увеличения мобильности, что давало возможность избегать боя при неблагоприятном соотношении сил или навязывать его - при благоприятном. Реализации преимущества в скорости навешивание на лошадь доспехов, очевидно, ни как не способствовало. Реализация же преимущества в силе производилась самым примитивным образом, - путем наезда. Лошадь больше человека, и в случае лобового столкновения, результат был вполне однозначный. Всадник при таком способе нападения прямой опасности не подвергался, зато подвергалась лошадь, так что возникала мысль ее как-то защитить.

Впервые бронировать лошадей стали в Греции, вероятно, в период греко-персидских войн. Возможно, сами греки заимствовали идею у персов, которые бронировали лошадей буксировавших серпоносные колесницы. Или наоборот. Учитывая, что малочисленная армия персидских царей не менее чем на половину состояла из греческих наемников, истину здесь установить трудно. Самые древние из обнаруженных доспехов уже были довольно совершенны, - найдены сплошные бронзовые детали, - нагрудник и шлем для лошади. Вероятно, были и другие элементы бронирования, - железные или неметаллические, - они не сохранились. Броненосная кавалерия участвовала в походах Александра Македонского, самим македонцам это было еще не по карману, но союзная фессалийская конница имела доспехи. Другой вопрос, что огромные переходы, с которыми была связана эта компания, ни как не благоприятствовали использованию лошадиной брони, - скорее всего ее просто оставили дома, или бросили где-то по пути. Позже, использование катафрактов стало обычным во всех эллинистических государствах, от Средней Азии до Египта. Забавно, что полностью забронировав лошадь, греки забыли про всадника, - мысль, что его руки и ноги так же надо прикрыть доспехами, пришла позже. Типа, инерция мышления, - не понимали греки штанов и рукавов.

Таким образом, с технической точки зрения, задача была решена, но для создания настоящей тяжелой кавалерии грекам не хватало еще трех элементов, - стремян, всадника и лошади. Без стремян всадник вынужден был плотно охватывать лошадь ногами и не мог эффективно пользоваться оружием, кроме метательного, без риска упасть. Кавалеристы из греков были ни какие, македонцы управлялись с лошадью ловчее, но их потомки среди эллинистического населения составляли незначительный процент и на общую картину не влияли. Грекам, как и римлянам, по сообщениям сторонних наблюдателей, лошади только мешали. Кавалерия этих народов, бывало, бросалась на врага столь стремительно, что тяжелая пехота в формациях едва поспевала за ней. Но, все-таки, бегущий в полном вооружении гоплит уставал быстрее, чем лошадь идущая шагом, - в случае поспешного отступления, кавалерии скоро удавалось оторваться от погони. Македонская кавалерия иногда рисковала перейти и на рысь, так что в бою ее размешивали с легковооруженной пехотой, - тяжелая отставала.

Да и сами лошади, как можно видеть на барельефах изображающих сражения с персами, были совсем крохотными (но на тех же барельефах можно видеть, что они уже уверенно опрокидывали персидских лошадей аналогичных габаритов). Всего скорее, в походе греческий всадник вел лошадь в поводу, возможно, навьючив на нее свои доспехи. Иначе такой маленькой лошадке было бы не выжить. Эллинистические катафракты первого поколения были мало боеспособны.

Следующий этап в развитии тяжелой кавалерии наступил, когда греческие города в Ираке были захвачены парфянами, а в Причерноморье - сарматами. Дикие ираноязычные завоеватели быстро ассимилировались, заговорили по-гречески, но полностью ездить верхом не разучились. Более крупных лошадей они либо привели с собой, либо развели на месте, опять же и мысль о штанах скифам не претила. Со своей стороны, эллинистические технологии позволяли производить совершенное оружие (в одной Парфии городского населения было больше, чем во всей Европе 14-го века). Доспехи и всадника и лошади были железными (в широком смысле) закрывали все тело и были скомпонованы из кольчужных, чешуйчатых и сплошных элементов. Что именно за железный сплав там использовался точно не известно, но римляне считали, что катафракта надо сначала поймать ременными петлями, а уже потом извлекать из доспехов. Пробить их они не пытались. Вопреки расхожему мнению, римляне увидели катафрактов во время похода в Парфию далеко не в первый раз (к тому времени в римской армии имелись даже письменные наставления по борьбе с ними), а скоро после этого и сами завели такую кавалерию. Но римские катафракты ни чем не прославились, - им ведь мешала не только лошадь, но и собственная броня, - где уж здесь воевать.

С начала второго века нашей эры античная цивилизация стала резать дуба. За следующие два с половиной века городское население сократилось в западной части в 20 раз, а в восточной - в 6-7 раз. В третьем веке в Риме кончились деньги и вооружать армию стало невозможно, а когда варвары в первый раз наведались в вечный город, вокруг Капитолия, вместо сенаторов, бродили обычные козы, в Колизее голодные христиане давно уже съели всех львов, а правительство (которое ни чем уже не правило) съехало в другой город. Ни кто особо не сопротивлялся и не имел чем, - только среди руин шныряли какие-то подозрительные личности в рваных тогах. В Византии дела обстояли не многим лучше, однако, не на столько плохо, что бы совсем не было войск, - от варваров византийцы отбились, и еще в течении 800 лет оставались единственными культуртрегерами на Европейском континенте. В шестом веке Византия даже перешла в наступление. Основной силой при этом так же были катафракты (тяжелая византийская кавалерия все еще так называлась). Византийцы уже использовали стремена и ездить верхом научились, однако, использовали тяжелую кавалерию весьма странным образом, - как конных лучников. Парфянские катафракты то же имели луки, - но для них это было единственное оружие для индивидуального боя, византийцы, имея стремена и крупных лошадей, успешнее могли вести ближний бой, но последовательно предпочитали именно метательный. Для того, что бы не слишком терять в скорости и мобильности, чаще они бронировали лошадь только частично, - грудь, голову и шею. Возможно, бока лошади защищала какого-то рода неметаллическая броня. Такой странный для тяжелой кавалерии образ действия византийцами практиковался не случайно, а на основании боевого опыта. Обычным противником Византии были варвары, которые доспехов не имели и, чаще (хотя и не все) предпочитали сражаться пешими, - бронированный всадник мог расстреливать их с дистанции, оставаясь не уязвимым для вражеского оружия.

Начиная с 9-го века Византия так же катится под гору, экономика и армия быстро приходят в упадок. В 1202 году варвары, таки, разрушают Константинополь. Обычай защищать лошадь броней (и экономические предпосылки для него) появляется вновь в середине 14-го века. Сначала броня была кольчужной, но в 15-м веке начинает применяться и сплошная броня. Массовость сплошное бронирование лошадей приобретает только в конце 15, начале 16-го веков, - то есть только тогда, когда, по общему убеждению, рыцарская конница уже потеряла боевое значение.

Здесь, однако, надо отметить еще один момент. В бою кавалерии против пехоты на две-три лошади погибал всего один всадник, но в чисто кавалерийском сражении соотношение потерь было обратным, - чаще оставались лошади без наездников, чем наоборот. Таким образом, если кавалерия действует преимущественно против пехоты, есть все резоны уделить особое внимание бронированию лошади, - если же предполагается бой с вражеской конницей, то защита лошади особых преимуществ не даст. Наличие технических и экономических предпосылок для создания конских доспехов (а они были дороже человеческих, - лошадь же больше) само по себе не означало, что такое вооружение будет использоваться. Требовалось еще и наличие в данном регионе боеспособной пехоты вероятного противника. В Европе развитие технологий и появление тяжелой пехоты происходило параллельно, - в 14-м веке появились фламандские и швейцарские пикинеры и генуэзские арбалетчики (что в значительной степени связано с ростом производительных сил), - стали задумываться и о бронировании лошадей.

В Азии, по этим причинам, конские доспехи использовались редко, хотя технические возможности для их создания имелись. Однако, монголы, например, иногда навешивали броню на своих лошадей (хотя их лошади по своим физическим характеристикам подходили для этого не более греческих).

1.6. Щиты.

Несмотря на огромное разнообразие формы устройства и расцветок, щиты определенно можно разделить на три категории. Первую составляли маленькие (40-80 сантиметров в диаметре) круглые (реже иной формы) сравнительно легкие (около 2-4 килограммов) щиты предназначенные для отражения ударов. Обычно такой щит делался из дерева обтянутого кожей и оковывался мягким железом по краю. В центре чаще всего был набалдашник из твердой стали, - он защищал руку (чаще всего, у такого щита была всего одна ручка, - по середине, как у крышки от кастрюли, и, конечно, петля для переноски). Кроме того, вражеское оружие могло сломаться при ударе об этот выступ. Иногда такой щит мог быть полностью сделан из железа. Употреблялись эти щиты как в рукопашном бою, так и для отбития стрел и других метательных снарядов, - в фэнтэзи немыслимо быстрые герои рубят стрелы мечами, но, хотя это и не было сложнее, чем отбитие бейсбольного мяча битой, щитом ловить стрелы считалось более удобным. Своеобразной разновидностью легкого щита был рыцарский щит 15 века, - треугольный маленький цельнометаллический гладкий и очень прочный щит имел только одно назначение, - им отводили в сторону вражеское копье на турнире или при военном рыцарском поединке.

Ко второй категории можно отнести щиты предназначенные не для отражения ударов, а для нанесения оных. Весил такой щит не менее 10 килограммов и был очень прочным. Характерным примером может служить щит римских легионеров. Обычно щиты такого рода собирались из массивных стальных и железных деталей, дерева и кожи, но были и целиком отлитые из бронзы. Щит крепился к локтю, а не к кисти руки и, по этой причине, а так же в виду большого веса, отбивать таким щитом удары было затруднительно. Зато из тяжелых щитов хорошо получалась пресловутая стена . На всех изображениях фаланга кажется почти квадратной, но, на самом деле, в движении фаланга имела протяженность 1000 метров (редко меньше, так как была опасность охвата с флангов) и глубину всего от 4-х до 16 метров. При столкновении с противником глубина уменьшалась еще в два раза. Бой между фалангами происходил просто, - две стены щитов сталкивались с разбегу, - побеждал тот, у кого рядов было больше, а гоплиты - толще. Вес щита в такой ситуации был преимуществом сам по себе. Но щиты обязательно должны были выдержать удар вражеских копий, - по этому, из свинца их не делали.

Благодаря такому способу боя щит становился главным оружием воина. Не меч и не копье, а именно щит, - поразить другого гоплита мечом или копьем можно было только после того, как он оказывался сбит с ног ударом щита. Эта мысль прочно обосновалась даже в идиоматике, - щит и меч (именно в такой последовательности), со щитом или на щите (со щитом, а не с мечом). Тяжелая пехота средневековья, однако, не использовала таких щитов, ибо для использования пики, или алебарды, или арбалета требовались обе руки.

Третью разновидность щитов можно назвать, допустим, плакинетами. Плакинетами не наносили и не отражали ударов, - за ними просто прятались. Появились плакинеты, видимо, одновременно с метательным оружием и использовались в Европе до 17-го века. Сделаны они могли быть из чего угодно, - в диапазоне от ивовых прутьев, до лучшей стали. Плакинеты имели самые разнообразные ручки для переноски и подвески, но в бою, обычно, их в руках не держали. Часто плакинет имел в низу острый выступ, которым просто втыкался в землю. Такое устройство имел и самый распространенный средневековый европейский узкий каплевидный плакинет, - его можно было подвесить на плече (тогда он прикрывал всадника слева, - левая рука все равно была занята поводьями), можно было укрепить на борту судна, можно было воткнуть в землю и, прячась за ним, стрелять из лука. Иногда русских дружинников изображают идущими в атаку с такими плакинетами в руках, но вряд ли они так делали, - тяжелый щит почти в человеческий рост, неудобный для нанесения ударов, только мешал бы, цепляясь острым концом за землю. Некоторые плакинеты переносились специальным воином - щитоносцем, арбалетчики использовали плакинет, как подпорку для арбалета, а в 16-м веке стали делать цельнометаллические противопульные плакинеты, - но их вес достигал 12-20 килограммов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Ален Делон выставил на торги 40 картин из своего собран

News image

Французский киноактер Ален Делон выставил на торги парижского аукционного дома Cornette de Saint Cyr 40 ка...

Леонор Анненберг (Leonore Annenberg)

News image

В 1940-ом году она окончила Стэнфордский Университет, была удостоена почетной степени бакалавра в области искусств. В ...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Колье Екатерины Великой продано на Sotheby's за 1,5 миллиона

News image

В женевском отделении аукционного дома Sotheby's 17 ноября прошли долгожданные торги Magnificent Jewels. Бриллиантовое колье из коллекции российской императорской семьи продано за CHF 2 036 00...

Ювелирный антиквариат

News image

Вторая половина девятнадцатого века в России ознаменовалась значительным расцветом искусств. Одним из самых приоритетных его направлений с уверенностью можно назвать ювелирную отрасль. Нужно отметить, что и...