antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы искусства Инвестиции в поп-арт. Творчество Э. Уорхола


Инвестиции в поп-арт. Творчество Э. Уорхола

инвестиции в поп-арт. творчество э. уорхола

Урожденный Эндрю Вархола, выходец из семьи чешских иммигрантов, рано потерял отца и был вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно. Подростком он торговал фруктами и… своими рисунками… по доллару за штуку. Мог ли он тогда предполагать, что через пару десятков лет его произведения станут баснословно дороги, самого его нарекут «королем поп-арта», а список профессий пополнится режиссерской, модельной, дизайнерской, издательской и продюсерской? Не Уорхол изобрел поп-арт, но именно он стал лицом этого направления. Он не критиковал культ потребления, а канонизировал его, став кумиром и идолом целого поколения.

Когда Энди Уорхола (Andy Warhol, 1928–1987) спрашивали, почему он решил рисовать бытовые вещи, те же банки супа, он отвечал в таком духе: «Да потому что я его ем. Похожий обед я ем каждый день в течение двадцати лет». Вот так просто, а простые мысли особо располагают к философии.

Трудно представить себе, насколько глубокие философские мысли посещали нового владельца холста «Банка супа “Кэмпбелл”»(1962), который выложил за него в мае 2004 года чуть больше двух миллионов долларов. Ведь он, как и все участники аукциона, хорошо знал, что не в таком уж далеком 1962-м эту вещь можно было успеть купить за 100 долларов — в 20 240 раз дешевле, хоть и доллар «весил» тогда побольше1. Упомянутый «Кэмпбелл» — один из 48 - ми «супов», созданных в период 1961–1962: 36 из них вошли в экспозицию Музея Современного Искусства в Нью-Йорке, «на руках» остались лишь несколько экземпляров. Вещи эти нельзя назвать в полной мере тиражными, штамповать шедевры мастерская Уорхола (знаменитая «Фабрика») начала позднее. При создании серии Уорхол уже пользовался трафаретами для логотипа и некоторых других элементов, но дорисовывал каждую вещь вручную. Считается, что «супы» стали переходными вещами в творчестве художника. Уорхол уже начал дистанцироваться от ручного труда и задумался о постановке производства шедевров на поток (на то это и поп-арт). «Кэмбеллы» задумывались как символы общества потребления2, и публика с восторгом оценила прозрачный намек. Плюс ко всему, с «супов» начались знаменитые серии маэстро — для коллекционера это дополнительное провенансное достоинство.

«Супы» считаются «иконами поп-арта» и знаменуют время расцвета творчества Уорхола — полные поисков 1960–1970-е.

«Туфли в алмазной пыли» (1980–1981) — работа менее ценного позднейшего периода. В 1980-х художник часто обращался к истокам — к 1950-м, когда он трудился над оформлением модного журнала Glamour, выполнял высокооплачиваемые дизайнерские заказы и, в частности, занимался дизайном модельной женской обуви для I. Miller Shoes. Женские туфли были известным фетишем Уорхола. В своей студии он собрал огромную коллекцию дамской обуви. Работая над композицией, художник придирчиво отбирал модели, собирал ансамбль, фотографировал на «полароид», выбирал удачный ракурс и лишь потом переносил получившееся на холст. Идею использования алмазной пыли для придания поп-композиции особого шика и элитарности Уорхолу подсказали в 1979 году. На практике же настоящие измельченные алмазы, как ни странно, не смогли обеспечить необходимый блеск и переливы. Добиться нужного эффекта позволила промышленная технология напыления стекла, а алмазы остались преимущественно рекламной уловкой.

Последний период творчества Уорхола — с середины 1980-х — оценивается специалистами неоднозначно. Есть мнение, что мэтр начал сдавать, устал, «исписался», ему не хватало новых идей и выразительных средств. Вопрос спорный, но не случайно ряд вещей в 1980-х годах Энди Уорхол создавал совместно с другими, молодыми и амбициозными художниками. Пожалуй, самым плодотворным периодом этого времени стало сотрудничество Уорхола с Жаном-Мишелем Баскией — очень самобытным чернокожим художником: вместе они создали около сотни масштабных холстов.

По данным аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно инвестированные в творения Уорхола в 1997 году, превратились к сентябрю 2004 года в 271 доллар. На пути индекса случались небольшие спады, но общая тенденция — к повышению. Для классиков, к которым уже причислен Уорхол, результат вполне приемлемый. Более того, классиков, которые растут так быстро, на рынке немного. Подобная математика характерна скорее для новых и вновь обретенных имен.

Говорить о каких-то общих ценовых диапазонах для предметов творчества Уорхола довольно сложно: технически сопоставимые вещи по цене могут различаться в разы. Навскидку, согласно сводкам artprice.com, оригинальная графика Уорхола (рисунки и пр.) в 2004 году продавалась за 25–60 тысяч долларов, тиражная — в диапазоне 5–30 тысяч долларов (отдельные тиражные экземпляры тех же «туфлей в алмазах» продавались и по 100 тысяч долларов). Обозначать диапазоны для масштабных нетиражных авторских произведений Уорхола, выполненных акрилом и в смешанной технике, — дело и вовсе неблагодарное. Инвестору лишь стоит учитывать, что счет для таких работ далеко не всегда идет на миллионы. Но и с бюджетом менее 300 тысяч подобрать что-то выдающееся практически невозможно. Впрочем, на аукционном рынке в 2004 году предлагалось множество живописных композиций Уорхола маленького размера (класса 25 х 30 см, этакий массовый поп-арт); покупались эти работы за 20–30 тысяч долларов.

Инвестиции в поп-арт. Творчество Ларри Риверс

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекции великих тиранов

News image

22 октября 1943 года на Пушкинской улице в Москве собрались академики, сановные живописцы и архитекторы, ис...

Русский француз. Коллекция Сержа Фера на аукционе в Пар

News image

В Европе художников, переселившихся на Запад, давно и прочно считают своими, а вот Россия только не...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Галерея драгоценностей Эрмитажа. Древности эпохи Великого пе

News image

Эпоха Великого переселения народов ознаменовалась грандиозными передвижениями племен, населявших земли от маньчжурских степей до атлантического побережья будущей Франции. Его активными участниками стали гунны, завоевавшие в IV...

Коллекционер? - Товарищ миллиардер Арманд Хаммер

News image

Можно сказать, что он родился дважды. Первый раз это случилось в семье бывших одесских мещан в конце XIX века. Второй раз - через 23 года в ...