Немецкий экспрессионист Эмиль Нольде видел задачу художника своего направления в том, чтобы удаляться от природы, оставаясь естественным. И возможно, отказ от объединения был попыткой художников оградить эту естественность от влияний извне.
Причина их отказа от участия в качестве рядовых членов в таких обществах, как «Синий всадник» или «Мост» объяснялась в том числе и непростыми взаимоотношениями между художественными группировками. Например, уставом «Моста» его членам разрешалось участвовать только в собственных выставках объединения, все остальное было запрещено. Такое положение не устроило Эмиля Нольде, и потому его деятельность в качестве «мостовца» долго не продлилась.
Случалось, что участников объединений исключали из союза за нарушение устава общества. Такая ситуация произошла в 1912 году с Максом Пехштейном, художником с бунтарской натурой, не желавшим подчиняться правилам.
Стремление других художников к независимости можно связать с их завышенными амбициями, нежеланием быть похожими на других. К таким мастерам можно отнести Алексея Явленского и Марианну Веревкину. Интересная особенность независимых экспрессионистов состоит в том, что в течение 1900-х годов они были участниками местных выставок или Немецкого союза художников, но потом отказались присоединиться к каким-либо объединениям. Например, М. Веревкина и А. Явленский в 1909—1911 годах принимали вместе с Василием Кандинским участие в «Новом художественном объединении», а вот стать членами «Синего всадника» отказались.
Их было не так много — Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Макс Бекманн, Эмиль Нольде, Отто Дикс, Людвиг Майднер, Вильгельм Моргнер, и каждый шел своим путем в том единственном, что их объединяло, — в экспрессионизме.