antikvaram.ru Антиквариат
Главная Начинающим Тонкая хирургия филателии


Тонкая хирургия филателии

тонкая хирургия филателии

Филателисты ищут способы снимать наклейки с чис­тых марок, разъединять слипшиеся чис­тые марки, не повреждая клея и т. д. Это весьма сложно и не всегда удается. Никаких гарантий успеха дать, конеч­но, нельзя. Операция может десять раз закончиться успешно, а на одиннад­цатый хирурга ждет неудача. Как в каждом деле, здесь нужен большой опыт и длительная тренировка.

Лишь пробуя различные методы на ненужных бракованных марках и много раз пор­тя их окончательно, можно научиться оперировать и затем испробовать свои навыки на хороших марках. Но все это, разумеется, делается на свой страх и риск.

Итак, познакомимся с одним из спо­собов удаления наклейки. В небольшую пластмассовую коробочку с плотной, лучше прозрачной крышкой (в таких коробочках иногда продают лекарства) укладывают на дно в восемь — десять слоев белую промокательную или филь­тровальную бумагу, предварительно увлажняя кисточкой каждый слой так, чтобы они были равномерно влажны­ми, но чтобы не проступала вода. На бумагу по краям коробки кладут две спички без головок, а на них тонкую (1—2 миллиметра) пластинку из орг­стекла или пластмассы. В пластинке должно быть просверлено много от­верстий диаметром 5 — 10 миллимет­ров. На эту пластинку кладут изобра­жением вниз чистую марку, с которой нужно снять наклейку или ее остатки, закрывают крышку и выжидают 20 — 30 минут. Когда клей отсыреет, а это видно через прозрачную крышку по ха­рактерному влажному блеску, марку осторожно вынимают и помещают кле­ем вверх на чистое стекло. Придержи­вая марку немного заостренной спич­кой, поднимают верхний край (если нет свободного края) наклейки иглой, за­хватывают пинцетом и без усилий сдви­гают наклейку вперед, снимая с марки. Наклейку надо именно сдвигать, а не поднимать вверх, иначе можно снять слишком много клея. Если наклейка не скользит, надо вновь поместить марку в коробочку. Когда наклейка наконец снята, марку кладут в коро­бочку теперь уже на 30 — 45 минут, чтобы клей еще более увлажнился и равномерно закрыл место снятой на­клейки. Затем марку клеевой стороной кладут на шлифованную пластинку фто­ропласта и, плотно прижимая к пластин­ке, несколько раз проводят по ней ла­донью или фотоваликом. Через не­сколько минут марка просохнет и отскочит от фторопласта, не воспри­нимающего клей. Если фторопласта нет, то марку оставляют высыхать клеем вверх на стекле. Длится это недолго, так как марку не купали , а лишь не­много увлажнили клей. Высыхая, мар­ка нередко начинает сворачиваться. В этом случае следует выждать, пока клей перестанет липнуть к пальцу, за­тем вложить марку в конвертик из цел­лофана, пергаментной (компрессной) бумаги или кальки, два-три раза протя­нуть в конвертике через край линейки или стола. Есть еще один способ умень­шить сворачивание марки - с помощью фальцевальной косточки. Ею несколько раз проводят по волосам или коже ли­ца, а затем массируют клеевой слой марки, лежащей рисунком вниз на ле­вой ладони. Иногда достаточно марку просто немного расправить и слегка размять между сухими ладонями.

Если все-таки после всех процедур остался сгусточек клея или маленький обрывочек бумаги на том месте, где была наклейка, то его зачищают лег­кими движениями обломком лезвия бе­зопасной бритвы так, чтобы удалить, не сцарапав клеевой слой до бумаги. Затем на обрабатываемое место надо несколько раз сильно подышать откры­тым ртом, положить марку лицом на чистую бумагу, накрыть листиком пер­гаментной бумаги или кальки и круго­выми движениями фальцевальной кос­точки быстро растереть обрабатываемое место. Иногда эту процедуру надо повторить два-три раза.

Можно испробовать и другой, более простой способ. Марку кладут на стек­ло клеем вверх и очень осторожно влажной, отжатой тонкой мягкой кис­точкой или маленьким ватным тампо­ном, намотанным на заостренную спич­ку, увлажняют то место наклейки, ко­торым она прикреплена к марке. При этом надо внимательно следить, чтобы на клей марки влага не попадала. Ув­лажняют наклейку не спеша, давая влаге впитаться в наклейку и повторяя увлажнение несколько раз. После этого наклейку или ее остаток надо также сдвинуть вперед, как в предыдущем случае. Просушка, распрямление, за­чистка и заглаживание аналогичны опи­санным.

При неправильном хранении марок в помещении с повышенной влажностью, когда чистые марки в пакетах прижа­ты друг к другу или марки берут влажными руками, манипулируют с ни­ми на воздухе в сырую погоду или в теплой комнате, принеся их с мороза, и т. д., марки могут склеиться. Особен­но опасно, если на клеевой слой попа­ла вода. Но и при таких несчастных случаях можно попытаться - помочь.

Марки склеиваются клей к клею и клей к рисунку . В первом случае можно попробовать разъединить марки, увлажнив клей все в той же коробоч­ке, но с меньшим увлажнением бума­ги и меньшим пребыванием марок в коробочке (10 — 15 минут). Во втором случае ( клей к рисунку ) прибегают к быстрому нагреванию утюгом. Утюг должен быть не слишком горячим (тем­пература не выше 60°С), чистым. При высокой температуре могут изменить свой цвет некоторые краски и потем­неть бумага. Гладят марку на твердой подложке, нагревая через лист плотной хорошо сатинированной (гладкой) бу­маги. Время нагрева не более 30 секунд. Затем слипшимся маркам дают пол­ностью остыть и снова повторяют на­грев. Так поступают три-четыре раза; после каждого нагрева марки открыва­ют, переворачивают на другую сторону и снова дают остыть. Затем марки укла­дывают между двумя листами гладкой бумаги и так протягивают через линей­ку или острый край стола. Подсушен­ный клей немного трескается (иногда это даже можно услышать), и марки разъединяются. Правда, часто места, ко­торые были склеены, оказываются ма­товыми, отличающимися от остальной поверхности клеевого слоя.

Применяют и глубокое сухое замо­раживание. Склеившиеся марки поме­щают в плотно закрывающуюся пласт­массовую коробку и ставят на несколь­ко часов в морозильную камеру холо­дильника. Чем ниже там температура, тем лучше. Затем, быстро поместив марки между двумя листами гладкой бумаги или в конвертик, протягивают через линейку или острый край стола. Под влиянием холода клей немного те­ряет влажность, кристаллизуется, и это позволяет разъединить марки.

В редких случаях, когда марки силь­но склеились клей к клею , можно по­пытаться обработать их паром. На кас­трюлю с кипящей водой ставят кухон­ное сито так, чтобы его дно было не ближе 15 сантиметров от поверхности воды. На верхнюю открытую часть сита натягивают слой марли и на него укладывают слипшиеся марки. Пар настолько размягчит клей, что если марки легко потянуть в противополож­ные стороны, они, скользя одна по дру­гой, разъединятся. Марки разъединяют, когда они начинают сворачиваться. Разъ­единив марки, с ними поступают по уже известной методике.

Гигиенические ванны для марок

Прежде чем говорить об отделении марок от целых вещей, необходимо еще раз серьезно предостеречь начинающих филателистов от поспешности. Неопытные филателисты разрушили, уничтожили массу замечательных целых вещей ради того, чтобы отделить от них рядовую марку, попадавшуюся потом филателисту десятки раз. В любом слу­чае торопиться отделять марку от кон­верта не следует. Всегда, прежде чем браться за ножницы, хорошенько поду­майте, может быть, марка в соединении с определенными штемпелями, адресом на конверте, датами отправления и при­бытия станет очень важным элементом в собрании или экспонате.

Отделять — еще не значит отры­вать. Отрывание марки приведет к об­разованию тонких мест — окон, и та­кие марки для коллекции не годятся. Марки следует вырезать вместе с бума­гой конверта или другого отправления, оставляя со всех сторон полоски бума­ги шириной около 5 миллиметров. Ес­ли владелец конверта разрешает снять марку, но не резать конверт, или надо снять марку, не повредив художествен­ную карточку, тогда на марку кладут сложенный в несколько раз хорошо увлажненный листок белой промока­тельной (фильтровальной) бумаги или ткани и, когда клеевой слой достаточно увлажнится, осторожно отделяют конверт от марки. Только в самом крайнем случае можно отрывать марку сухим способом, обязательно при этом придерживаясь правила: отделять не марку от бумаги, а бумагу от мар­ки. Несколькими тренировками можно выработать навык отделять марку так, чтобы не часть бумаги марки оставалась на конверте, а наоборот, следы бумаги конверта оставались на марке — их по­том можно отмыть.

Вырезанные или снятые марки, марки, с которых надо удалить клей, остатки бумаги, наклейки, грязные (нежирные) пятна, можно мыть. Для этого нужны две глубокие тарелки, акварельная кисточ­ка и, конечно, пинцет. Прежде чем мыть, марки надо рассортировать, отделив вырезки с цветных конвертов, особен­но имеющих на обороте волнистые ли­нии и орнаменты, напечатанные сини­ми, красными и зелеными анилиновыми красками. Отделить надо также марки, напечатанные на мелованной бумаге или красками, боящимися воды, — их луч­ше чистить отдельно и несколько иначе.

Остальные марки можно мыть, но­вичкам — лучше не более по 8-10 ма­рок. В обе тарелки наливают кипяче­ную отстоявшуюся воду комнатной температуры. Не надо следовать сове­там мыть марки в горячей воде с раз­личными добавками, отпаривать над чайником и т. д. Так можно испортить марки.

Для гигиенических ванн филателис­ты применяют в разных случаях холод­ную, комнатную (комнатной темпера­туры) , теплую и горячую воду. Холод­ной считается вода из водопроводного крана. Она применяется для мытья ма­рок способом плавания, о котором чи­татель прочтет несколько ниже. Вода комнатной температуры — это вода 18 — 25°С, она применяется для ку­пания большинства марок. Теплая во­да с температурой 37 - 38° С использу­ется, когда нужно мыть более загряз­ненные марки, напечатанные водостой­кими красками. Наконец, горячая вода (45 - 60° С) может понадобиться лишь в редких случаях, когда надо отделить бумагу от марок с синтетическим (от­дельные виды) или старым костным (рыбьим) клеем и в то же время есть уверенность в водостойкости красок.

Сейчас появилось много различных химических и моющих средств, нео­пытные филателисты иногда спешат воспользоваться ими при мытье марок. Чаще всего это кончается неудачей, многие марки портятся, меняют цвет, теряют краски и т. д. Для мытья, о ко­тором мы говорим здесь, единственно можно добавить в воду неполную чай­ную ложку поваренной соли или уксу­са, которые способствуют закреплению красок и частично помогают сохранить их блеск. Сильно загрязненные марки можно помыть минуту кисточкой в дру­гой посуде с пеной детского мыла и сразу хорошо прополоскать.

Но приступим к мытью в приготов­ленных тарелках. В одну тарелку по­гружаем марки по одной, изображени­ем вниз, так, чтобы они затонули, а не плавали. Подождав 6 — 8 минут, попро­буем осторожно пинцетом снять с марок лишнюю бумагу, наклейки, вырез­ки с конвертов. В большинстве случа­ев они отстают сами или легко снимаются пинцетом. Только — никаких уси­лий: это может повредить марку. Луч­ше подождать еще несколько минут. Все бумажные остатки удаляют из та­релки. Затем, прижимая каждую мар­ку пинцетом ко дну, кисточкой смы­вают с нее остатки клея. При этом надо помнить, что пинцетом в воде следует действовать очень осторожно — размяг­ченная водой бумага становится непроч­ной и ее легко повредить. Некоторые филателисты поэтому не отделяют бу­магу при мытье пинцетом, а делают это, сдвигая в воде марку и бумагу между большим и средним пальцами. Пальцем они снимают с марок в воде и клей, пока не почувствуют, что палец скользит уже не по клею, а по бумаге.

Слегка загрязненные марки можно помыть мягкой кисточкой и с лице­вой стороны, но надо это делать легко и недолго, чтобы на изображении не оста­вить следов потертости. Все время нуж­но помнить, что прочность бумаги в во­де ослабела и можно неосторожным движением разъединить пары или блоки марок, которые хотелось бы сохранить неразделенными.

После этого марки пинцетом перено­сят во вторую тарелку, где они лежат еще 3-5 минут — полощутся, и с них смываются последние остатки клея. По­том их выкладывают кругом на край тарелки изображением вверх, можно выложить на чистое сухое полотенце или натянутый кусок марли. Подож­дав еще 5 минут, пока марки подсох­нут (но не высохнут), их укладывают рядами оборотной стороной вниз на простую, не глянцевую и не линован­ную, а еще лучше промокательную белую бумагу, накрывают сверху таким же листом бумаги, все это укладывают на сложенную газету, накрывают сло­женной газетой сверху и помещают под две-три большие книги. Поломанные и сильно помятые марки можно уложить между двумя листами чистой бумаги и легко, недолго прогладить теплым (не горячим) утюгом.

Марки на бумаге конвертов с анили­новыми красками, на вырезках с чер­нильными пометками моют иначе: кла­дут по две-три штуки на воду в тарел­ке, не погружая, а оставляя плавать на поверхности вверх изображением. Ког­да подкладки достаточно увлажняются и клей отсыреет, марки вынимают, осторожно пинцетом отделяют подкладки, а затем уже смывают остатки клея с марок обычным способом. Если во вре­мя мытья марок на таких подложках вы заметите, что вода начинает хоть немного окрашиваться от анилиновых красок или чернил, нужно немедленно извлечь марки из тарелки и очищать их способом сухого купания.

Марки с нестойкими красками, рас­творяющимися в воде (в некоторых каталогах это особо отмечается), мар­ки, напечатанные на мелованной бумаге или имеющие меловую сетку, лаковое покрытие, тоже снимают с подкладок способом плавания, но после этого не моют, а осторожно соскабливают клей тупым или пластмассовым ножом, про­сушивают, а затем сухие марки рас­правляют и выравнивают под прессом. Правда, большинство современных ма­рок почти не боится воды. Но прежде чем рисковать, надо потренироваться на простых марках, научиться мыть их быстро, чтобы время их пребывания в воде были минимальным. Это очень важно и для сохранения свойств бумаги. Чем меньше марка была в воде, тем меньше будет вымыто из бумаги напол­нителей, клеящих и осветляющих ве­ществ, меньше изменится структура по­верхности бумаги. В некоторых случаях марки, по тем или иным причинам бо­ящиеся воды, моют даже не способом плавания, а сухим купанием. Так в шутку называют метод увлажнения под­ложки, когда ее укладывают на хорошо смоченную и сложенную в несколько раз белую промокательную бумагу или фланель. Смачивать бумагу или фла­нель надо в тарелке так, чтобы они про­питались водой, но капли воды на по­верхность не проступали. После увлаж­нения подложку отделяют от марки. Затем марку укладывают изображением вниз на чистое сухое стекло или дно тарелки, наматывают на конец пинце­та или тонкую палочку небольшой ватный тампон, немного увлажняют его так, чтобы при нажатии влага Не просту­пала, и осторожно снимают клей с мар­ки. Делают это медленными движения­ми в одну сторону, внимательно следя, чтобы влага не попала на лицевую сто­рону марки. Вместо ватного тампона можно свернуть тугую трубочку из бе­лой промокательной (фильтровальной) бумаги. Диаметр такой трубочки — 5 — 6 миллиметров. Конец ее надо не­много заточить ножницами или реза­ком. После удаления клея марку про­сушивают досуха, расправляют и кла­дут под пресс.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекционер антиквариата

News image

Обычно под антиквариатом понимают различные направления и категории старинных вещей, обладающих значительной художественной ценностью. Кол...

Знаменитые коллекционеры

News image

19 век был задавлен и очарован вещами. Лорд Бриггз в своей книге «Вещи эпохи Викторианства» (1988) об...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

«Зеленые своды»

News image

«Зелеными сводами» исторически называют уникальное собрание драгоценностей, бережно хранимое в Дрезденском замке. Начало этой коллекции положил Август II Сильный, курфюрст саксонский и король польский. Август Сильный бы...

Антикварные броши

News image

Многочисленные слухи о несметных затерянных сокровищах, постоянно терзали кладоискателей, археологов и просто любителей приключений. Согласно легендам, россыпи драгоценностей хранят в себе несметные богатства и произ...